Кого слушает президент

Кучеры сдадут на права

Владельцев гужевых повозок хотят обязать сдавать на права и получать госномера

Даниил Ломакин 28.12.2015, 16:34
ТАСС

Минтранс хочет обязать водителей гужевого транспорта обучаться вождению и сдавать на права, а также получать госномера на телеги и кареты, которые приводятся в движение тягловой силой животных. В новом законопроекте детально прописаны права и обязанности коммерческих перевозчиков, использующих гужевые повозки, и пассажиров этого транспорта, популярного в туристических городах России.

Министерство транспорта намерено обязать водителей гужевого транспорта получать права и регистрационные знаки на повозки с января 2017 года. В ведомстве полагают необходимым ввести государственное регулирование этой отрасли, поскольку гужевой транспорт популярен в России не только в сельской местности, но и в городах, где используется для коммерческих перевозок туристов и молодоженов. Владельцам карет, саней, телег, если они используют их в коммерческих целях, придется получать специальное разрешение. Проект соответствующего федерального закона был размещен на портале regulation.gov.ru и проходит стадию общественного обсуждения.

Законопроект был подготовлен по поручению вице-премьера Ольги Голодец, которая осенью 2015 года высказала свою обеспокоенность безопасностью дорожного движения в городах с развитым туризмом, где ездит гужевой транспорт.

«По Суздалю ходить невозможно, вот едет лошадь, вот едет машина, здесь еще три машины…

Порядок навести надо, тем более теперь, когда всем понятно, как его наводить», — заявила Голодец, добавив, что аналогичная проблема касается всех туристических городов России.

«В России использование гужевого транспорта происходит не только в сельской местности, но и в городах, в частности, для перевозки туристов, новобрачных и осуществления других мероприятий, — отмечают авторы подготовленного по поручению Голодец законопроекта. — Вместе с тем в действующем законодательстве явно недостаточно норм, регулирующих правоотношения, обусловленные использованием гужевого транспорта».

В ведомстве поясняют, что законопроект носит глобальный характер и направлен на установление правовых основ использования гужевых транспортных средств и обеспечение прав граждан, пользующихся повозками.

Законопроект касается таких вопросов, как выдача водительских удостоверений на право управления повозками, регистрация повозок и разрешений на осуществление деятельности по коммерческой перевозке таким транспортом пассажиров и багажа, а также перевозка людей для собственных нужд по автомобильным дорогам общего пользования.

Документом предполагается введение ряда терминов, касающихся перевозок гужевым транспортом. Например, гужевым транспортным средством в Минтрансе предлагают считать коляски, кабриолеты, тележки, сани, фургоны, парадные (церемониальные) кареты, купе, фаэтоны, катафалки, двуколки, детские коляски, движение которых осуществляется тягловой силой животного (животных). Стоит отметить, что действующие ПДД не содержат разъяснений, какой транспорт приравнивается к гужевому.

В случае принятия закона кучеры будут обязаны обучаться и сдавать экзамены для получения «удостоверения водителя гужевого транспортного средства» в ГИБДД. Кроме того, собственники гужевых повозок должны будут получать государственные регистрационные знаки на свой транспорт.

Основной блок законопроекта касается коммерческих перевозок гужевым транспортом. Так, например, перевозчиков хотят обязать получать разрешение на осуществление такой деятельности — их будут выдавать по месту регистрации заявителя на срок не менее пяти лет. Также законопроектом регулируются порядок заключения договоров на перевозку пассажиров и багажа гужевым транспортом, возмещения ущерба в случае утраты багажа, вопросы разрешения споров между участниками процесса перевозки и другие аспекты.

Кроме того, субъекты РФ, согласно документу, должны будут определить те автомобильные дороги общего пользования, по которым можно осуществлять перевозки гужевым транспортом.

В проекте ФЗ также прописаны и требования к обращению с животными, которые используются в качестве тягловой силы. Так, закон запрещает наносить гужевым животным побои, истязать их, совершать прочие действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным.

Проект Минтранса предусматривает также внесение поправок в КоАП за нарушения правил использования гужевых перевозок. Так, например, при отсутствии разрешения на перевозку пассажиров и багажа гужевым транспортом штраф для водителя составит 10 тыс. руб., а для собственника — 30 тыс. руб.

Прописаны в проекте федерального закона и серьезные санкции за перевозку гужевым транспортом пассажиров и багажа с использованием в качестве тягловой силы животного, не предусмотренного для этого. Кучера и собственника за такое нарушение смогут штрафовать на 10 тыс. и 30 тыс. руб. соответственно.

Отдельного штрафа за езду без прав проект закона Минтранса не предусматривает, поэтому, скорее всего, полиция сможет привлекать кучеров за это правонарушение по ст. 12.7 КоАП и штрафовать на 5–15 тыс. руб. Не содержится в проекте и указание того, какая ответственность будет предусмотрена за управление повозкой, не зарегистрированной в установленном порядке.

Согласно действующим ПДД, управлять гужевой повозкой имеют право лица не моложе 14 лет. Получать права для этого не нужно. По дорогам общего пользования в упряжке можно ехать либо по крайней правой полосе, либо по обочине, если это не мешает пешеходам.

Содержится в ПДД и ряд технических требований к повозкам. Так, гужевая повозка должна быть оснащена стояночным тормозом и противооткатными упорами, а также оборудована двумя световозвращателями и фонарем белого цвета спереди и двумя световозвращателями и фонарем красного цвета сзади.

Ответственность за нарушения ПДД для возчиков предусмотрена в КоАП и сейчас. Штраф для водителей повозок за нарушения ПДД составляет 800 руб., а если в момент совершения правонарушения они находились в состоянии опьянения, то от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.

В пресс-службе Минтранса на вопросы «Газеты.Ru» не ответили. Связаться с лицом, ответственным за разработку федерального закона, «Газете.Ru» не удалось.

Директор московского салона «Золотые кареты» Марина Подолякина инициативу Минтранса оценивает положительно.

«Это правильно, что водителей гужевых повозок обяжут сдавать экзамены и получать права, — рассказала «Газете.Ru» Подолякина. — Кучеры, которые работают в нашем салоне, и так всегда передвигаются согласно ПДД, и у всех извозчиков есть права категории «B». Тем не менее есть компании, где к соблюдению безопасности на дорогах относятся не так внимательно. Кучеры могут по незнанию грубо нарушать ПДД, например, разворачиваться посередине Кутузовского проспекта, чтобы въехать в загс.

Можно вспомнить и громкую историю, которая произошла несколько лет назад в Петербурге, когда в карету, в которой по Дворцовой площади ехала дочка мэра Сочи, врезалась машина. Девушка выпала из кареты и погибла под колесами кареты».

По оценке собеседницы, количество гужевого транспорта в Москве невелико. «В столице общее число карет с лошадьми, которые сдаются в аренду, не превышает 10 единиц», — уточнила она.