Сбой «Платона» испортит пир

Почему автоперевозчики не выходят на маршруты

Алина Распопова 18.11.2015, 19:20
Валерий Шарифулин/ТАСС

Серьезных перебоев с поставками продовольствия в Москву ожидают поставщики из-за массовых отказов автоперевозчиков выходить на маршруты. В ряде регионов представители малого и среднего бизнеса не успели подключиться к системе оплаты проезда «Платон» и не рискуют брать новые заказы, опасаясь штрафов. При этом некоторые перевозчики до сих пор уверены, что нарушения пока фиксируются только в столичном регионе, и смело ездят по другим направлениям.

Внедрение системы взимания оплаты проезда по федеральным трассам с тяжелых грузовиков «Платон» не только вызвало серьезный переполох среди перевозчиков, но и грозит продуктовым коллапсом в Москве и Московской области. Практически полную остановку грузоперевозок в секторе малого и среднего бизнеса в регионах спрогнозировали в Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз). По оценке представителей организации, уже через семь-десять дней, зайдя в магазины, покупатели могут увидеть пустые полки.

Причиной тому стали масштабные сбои в работе «Платона». Отправить дальнобойщиков на маршрут операторам также мешают проблемы с получением устройств для оплаты пройденного маршрута и неудобной работой так называемых транспортных карт. Чтобы защитить поставщиков продукции от штрафов со стороны ритейлеров,

Руспродсоюз направил обращение к розничным сетям с просьбой воздержаться от взысканий за недопоставку товара до момента стабилизации автомобильных перевозок.

«На сегодняшний день еще не заметно, что ситуация тяжелая, — сообщил «Газете.Ru» директор по развитию Руспродсоюза Дмитрий Востриков. — В воскресенье, когда был запущен сбор оплаты, мало кто из поставщиков грузил машины для отправки товаров. Работа по доставке начинается с понедельника, тогда машины и выходят на маршруты. И уже с 16-го числа члены нашей ассоциации стали подавать сигналы о том, что в разных регионах машин не хватает. Были случаи, когда число недостающих машин исчислялось десятками. Поставщики не смогли найти перевозчиков, которые были бы готовы доставить их продукцию в распределительные центры своих партнеров – торговых сетей.

Причем на полки не могут попасть совершенно разные товары – мясные изделия, молочные продукты, крупы. То есть социально значимая продукция, без которой потребителям придется трудно.

Я еще не говорю о том, что часть продукции может просто испортиться. Конечно, крупные предприятия-перевозчики успели получить бортовые приборы и настроить их заранее. Но нельзя говорить, что проблема совершенно не коснется крупных федеральных ритейлеров. Сейчас большинство из них спокойно уже оформили необходимое оборудование на свои машины. Но важно понимать, что на своих фурах они только забирают грузы с собственного распределительного центра. А туда, в свою очередь, товары свозятся со всей России совершенно разными перевозчиками, в том числе представителями малого и среднего бизнеса. Так что если продукцию им элементарно не поставят, то возникнет вопрос: а что, собственно, развозить по магазинам? Но в первую очередь проблема недопоставок коснется тех поставщиков, которые пользуются услугами небольших перевозчиков.
Обращения с проблемами поиска свободных автоперевозчиков к нам поступили из Южного, Северо-Западного, Уральского и Северного федеральных округов».

Главным образом, по оценке эксперта,

перевозчики отказываются ездить в Москву и Московскую область. При том что большая доля грузов сначала попадает на столичные склады, а уже оттуда распределяется по регионам.

«Транспортные компании напуганы большими штрафами, все говорят, что пока не получат приборы, они никуда ездить не будут, — рассказал Востриков. — Потому что один штраф сразу же перекрывает квартальную прибыль с одной машины – 450 тыс. руб. для юридического лица. Конечно, есть крупные предприятия, которые уже установили бортовые устройства и у которых нет таких проблем. Но наша задача — защитить все категории поставщиков, а страдают от нововведений главным образом представители небольших компаний. Поясню, что сейчас то, что происходит с «Платоном», подпадает под пункт договора о форс-мажорных обстоятельствах, поэтому ряд перевозчиков может отказаться от выполнения своих услуг совершенно обоснованно. Поэтому мы и обратились в Ассоциацию сетевого ритейла с просьбой не штрафовать производителей продукции. Они действительно не виноваты.

Обычно работа велась так: заказывались машины, затем они подавались, и продукция поступала в распределительные центры. И вдруг от перевозчиков пошли отказы. И попытки найти альтернативы не дали никаких результатов».

Важно заметить, что в разговорах с «Газетой.Ru» некоторые региональные перевозчики признались, что решили выехать на маршруты без оплаты проезда, услышав объявление в СМИ о том, что до 1 мая 2016 года штрафы в регионах выписываться не будут. Представитель Руспродсоюза подтвердил этот факт.

«В регионах, услышав сообщения Росавтодора, решили, что изменения и, в частности, штрафные санкции их не коснутся, — отметил эксперт. — Многие продолжили спокойно ездить по регионам, а к юридическому аспекту оказались равнодушны. Однако сейчас информация о моратории на штрафы не подтверждается. В регионах установлены мобильные пункты контроля, ездит спецтранспорт, который фиксирует нарушения. Поэтому не исключено, что вскоре и региональные игроки получат уведомления о штрафах. Если проблемы с перевозкой товаров выйдут за пределы Московской области, это существенно отразится на всех игроках рынка: и на ритейле, и на производителях, и на потребителях, и на самих перевозчиках».

В комитете межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» «Газете.Ru» подтвердили, что часть автоперевозчиков в регионах действительно отказывается выходить на маршруты.

«Многие взяли перерыв и ждут, когда наступит хоть какая-то ясность. Кто-то пытается получить эти устройства. Но по информации Росавтодора, всего выдано 200 тыс. устройств, а 12-тонников в России зарегистрировано около 1,6–1,7 млн единиц», — отметили в профсоюзе.

В свою очередь руководитель международной компании-перевозчика «Аджинс» Дмитрий Суханов рассказал «Газете.Ru», что на российских федеральных трассах действительно стало гораздо свободнее.

«Фур практически нет, — говорит Суханов. — А вот на границе России — Белоруссии 12-тонники стоят в очереди каждый день, не менее 500 штук.

Водители бегают, не знают, что делать, как регистрироваться в системе и как платить. Что касается регионов, то действительно многие автоперевозчики бастуют, многие отказываются выходить на маршруты. В итоге крупным ритейлерам пришлось быстро искать других поставщиков. Кто-то успел это сделать, кто-то нет».

Один из участников рынка подтвердил «Газете.Ru», что действительно столкнулся с проблемой поиска перевозчика для отправки товаров из региона в Москву. При этом он не пожелал называть свою компанию из-за репутационных рисков.

Между тем подмосковный фермер Александр Почепцов, который постоянно пользуется услугами небольших транспортных компаний, рассказал «Газете.Ru», что никаких перебоев с работой транспортных компаний у него не было.

В компании «Дикси» сообщили, что продолжают обеспечивать бесперебойную доставку в магазины продуктов питания и товаров первой необходимости, в том числе социально значимой продукции. «На сегодняшний день обращений от партнеров не было, в любом случае каждая ситуация будет рассматриваться индивидуально с учетом всех обстоятельств», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе «Дикси».

Участник рынка автоперевозок подтвердил «Газете.Ru» существующие проблемы с заказом фур. «Мои партнеры по бизнесу накануне искали порядка 40 машин, но не смогли найти желающих доставить груз, — отметил бизнесмен, пожелавший остаться неизвестным. — А впереди уже Новый год, магазины обычно готовятся к праздникам заранее, а из-за перебоев с работой перевозчиков ситуация может только усугубиться».

Между тем в правительстве не согласны с опасениями производителей. Так, министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что новый дорожный сбор для грузовиков массой более 12 тонн не приведет к росту цен на продукты питания или перебоям с их поставками.

«Трудно сказать, сколько новый дорожный сбор добавит к общей динамике роста цен, но вряд ли его влияние будет определяющим. Можно с уверенностью сказать, что это не приведет к дефициту продуктов питания и иных потребительских товаров, — сказал министр. — В 2016 году будет происходить постепенный рост цен как вследствие инфляции, так и иных факторов, в том числе сезонного роста и колебаний курса валют», — заявил он.
Между тем автоперевозчики, которые работают в столице, уже планируют новые акции протеста. Ближайшая, согласно одному из профессиональных форумов, состоится 19 ноября в 11 утра на трассе М5 в сторону Москвы. Отметим, что акция протеста не согласована с властями.