Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мелкого и среднего бизнеса не останется»

Как работает офис системы «Платон» в Москве

Тысячные очереди из автоперевозчиков выстроились перед офисами системы «Платон». Чтобы попасть на прием и разобраться с оплатой проезда по федеральным трассам, бизнесмены записываются за несколько дней. Они жалуются на проблемы с работой системы и недоумевают, почему не был введен тестовый режим. Корреспондент «Газеты.Ru» простояла два часа в очереди и узнала, как идет регистрация в системе «Платон» и сколько нужно ждать, чтобы получить трекер.

Взволнованная толпа людей в верхней одежде, духота и напряженная атмосфера: в одном из московских офисов системы «Платон», расположенном в центре «Ханой» на Ярославском шоссе, в понедельник вечером случилось настоящее столпотворение. Почти две сотни автоперевозчиков наводнили коридоры перед офисом компании: кто-то — экстренно записаться в очередь на прием, а кто-то — уже забрать заветные устройства-трекеры для оплаты проезда по федеральным трассам.

Напомним, что грузоперевозчиков обязали вносить плату за ущерб федеральным дорогам России с 15 ноября. До 29 февраля 2016 года плата рассчитывается исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу около 1,53 руб./км пути. В дальнейшем, до 31 декабря 2018 года, тариф будет увеличен до 3,06 руб./км. В случае проезда без оплаты физических лиц штрафуют на 40 тыс. руб., а юридических — на 450 тыс. руб.

Увидеть перед дверью «Платона» можно совершенно разных людей: тут и солидные дамы в шубах, и простые работяги-водители, за плечами которых тысячи пройденных километров пути. Корреспондент «Газеты.Ru» слилась с толпой и простояла в очереди с автоперевозчиками два часа.

На сайте компании указано, что офис работает с 9 до 18 часов, но на двери висит объявление о том, что работа ведется до 20.00. Под натиском вопросов и жалоб от перевозчиков, о которых те наперебой рассказывают представителям «Платона», сотрудники объявили, что прием продолжится до 22 часов, чтобы помочь как можно большему количеству людей.

После того как утром в понедельник система не работала по техническим причинам, претензий у транспортных компаний накопилось немало. Пока подходит очередь, сотрудники пытаются максимально подробно и дружелюбно ответить на все поступающие вопросы.

Как устроен офис «Платона»

Сам центр представляет собой зал, в котором за окошками сидят 7–8 операторов и принимают документы от владельцев компаний-перевозчиков и грузовиков массой свыше 12 т. Здесь выдают специальные устройства — трекеры, с которых списывается плата за проезд по федеральным трассам, а также помогают в случае возникновения проблем оформления маршрутных карт на сайте. Дверь сюда бдительно охраняют сразу трое сотрудников «Платона». И неудивительно: чтобы попасть на прием, нужно добавить свою фамилию в список желающих и дождаться очереди.

В понедельник около 18 вечера можно было записаться и стать последним в списке из более чем 1300 фамилий, а на прием проходили люди с квитками от 160–170-го номера. И это при том, что автоперевозчики, по их словам, стали записываться на прием еще в прошлый вторник.

«А что толку, что будут работать до 22, — вздыхает серьезный мужчина в тяжелой кожаной куртке, с солидными усами, за номером 178. — Сегодня они начали принимать людей с 16 часов! Вчера приняли 35 человек, сегодня — 20! А машины у меня стоят, не могут двинуться с места без этого устройства! Карты купить на сайте невозможно: все постоянно виснет!»

Из-за двери офиса появляется один из руководителей отделения, который начинает зачитывать номера и фамилии.

«Только 12 человек, кто следующие в очереди, могут стоять у двери, остальные немедленно отойдите в коридор или предбанник, — просит сотрудник в костюме. — Не создавайте давку!»

Остальным людям приходится рассредоточиться по коридорам и подпирать стены.

О стульях и уж тем более кулерах с водой речи не идет. Посетители стоят в теплой верхней одежде и обливаются потом. Дверь из предбанника периодически открывается, и в коридор врывается ледяной ветер с улицы.

Умыться и перевести дух можно в общественном туалете торгового центра. Я присаживаюсь на узкий подоконник рядом с помойным ведром. Напротив стоит терминал, где можно ввести данные о своем транспортном средстве, проложить маршрут и оплатить его. Над терминалом бьется молодая девушка в легкой светлой курточке. «Я здесь была уже утром, — жалуется она. — У меня фура едет из Ростова до Королева.

Туда смогла купить карту — всего 300 руб. А ведь назад еще надо! Сайт не работает, через терминал ничего сделать тоже не удалось даже специалистам, которые тут дежурят.

Уже не надеюсь, что успею получить устройство, пусть хоть меня примут и зарегистрируют в системе. Из-за такой мелочи, 300 руб., можно нарваться на штраф в 450 тыс. руб!» Мужчина в возрасте в потрепанной дубленке как может пытается ее приободрить: это что, я вот приехал тоже оплатить свой путь — по Подмосковью получилось около 5 руб., а потратить на это пришлось весь день».

Сотрудники пытаются ответить на все вопросы

У заветной двери в офис вновь появляется руководитель и проводит консультацию. Подхожу послушать, а заодно спрашиваю, не знают ли они, почему все утро не работал сайт компании, а перебои есть и сейчас.

«Мы сами мучаемся, технари пытаются исправить проблему!» — слышу в ответ. На вопрос о кибератаке на сайт компании, с заявлением о котором вышли в понедельник в Росавтодоре, в «Платоне» только пожали плечами.

Много вопросов о штрафах было от людей, машины которых все-таки вышли на маршрут по России.

«Росавтодор разместил объявление на сайте о том, что штрафов не будет до 1 мая 2016 года, — говорит мужчина лет 35 в спортивной дутой куртке и с целой кучей документов в руках. — Потом это сообщение удалили. А мои машины все-таки вышли на маршрут!»

«И что нам делать, кому верить, у меня оформлено юридическое лицо, пожалуйста, помогите, я готов оплатить все, что нужно, только бы не нарваться на штраф», — обращается он к сотрудникам «Платона».

Те вздыхают и говорят, что штрафами и консультациями на этот счет они не занимаются, а только предоставляют услуги.

«Может быть, вдруг, будет хорошо, давайте надеяться на лучшее чисто по-человечески, — говорит один из руководителей офиса. — Купите маршрутную карту — это можно сделать и без интернета. Или заведите личный кабинет — тогда средства спишутся автоматически». «Да ладно, въехали в Подмосковье, уже попали — готовьте денежки», — не так оптимистичны коллеги автоперевозчика.

«Газета.Ru» попыталась уточнить в Федеральном дорожном агентстве ситуацию со штрафниками и удаленным сообщением с сайта. В ответ на вопрос, будут ли выписываться штрафы, в Росавтодоре заявили, что

«есть законодательство, которое предусматривает штрафные санкции за отсутствие внесения платы за проезд автомобиля массой свыше 12 т по федеральным трассам.

Если перевозчик пренебрегает данным требованием, а система зафиксирует нарушителя, то информация об этом будет направляться в Госавтоинспекцию». На уточнение относительно ранней информации об отмене штрафов на территории России, за исключением Московской области, до 1 мая 2016 года «Газете.Ru» заявили следующее: «В этом контексте имеются в виду 20 рамок стационарного контроля, которые установлены в количестве 18 единиц в Московской области, а также две единицы — в Калужской. В остальных регионах, в соответствии с графиком, о котором было написано, рамки появятся позже. Но нельзя забывать об автомобилях мобильного контроля».

Тем временем начинают называть новые номера и записывать новичков. И хотя все собравшиеся люди настроены доброжелательно друг к другу и в ожидании делятся своими историями, услышав о приближающейся очереди, не теряя бдительности, следят, чтобы никто не пролез вперед.

«У вас номер 1310, — говорит «платоновец» очередному посетителю. — Готовьтесь приехать послезавтра, не раньше. Мы вам позвоним накануне и предупредим».

Одна ярко накрашенная дама стоит в очереди, чтобы поменять полученное устройство, которое оказалось неисправным.

«Сломалось, едва водитель добрался до Ярославки, — рассказывает она. — Щелк, и все. Пришлось ехать назад, а то вдруг штрафы придут. Хорошо хоть, что груз не быстропортящийся. Конечно, радости от этой системы нет никакой, нет времени на то, чтобы разобраться и протестировать, и организовано все из рук вон плохо. А с нас только требуют денег: платите, платите. А как работать?»

Дама в лисьей шубе присоединяется к разговору. «Я отвратительно отношусь к этим платежам, — делится она. — Как я дома на все это ругаюсь с утра до ночи, ужас просто. У меня есть диспетчер, у нее 20 машин. Сказала, будет закрываться. У меня самой четыре машинки, налоги мы все платим — и тут новый.

В то, что дороги отремонтируют, я просто не верю: да посмотрите, как у нас сейчас все делается. Яма на яме. Но нас, конечно, никто спрашивать не будет. Дойдет до того, что никого из мелкого и среднего бизнеса не останется, только монополисты».

Тут из офиса выходит счастливый молодой человек с четырьмя устройствами. «Записался во вторник, ходил каждый день! Ужас, совсем невесело! До этого работал через маршрутные карты — удалось как-то проплатить три штуки, но работает еле-еле, очень неудобно».

На него с завистью смотрит солидный предприниматель огромного роста. «Я вот зарегистрировался в системе 26 октября, — рассказывает он. — Пришел получать устройство в четверг, когда их только начали выдавать. Записался — и оказался 226-м! А сейчас уже понедельник. И как работать? Почему не протестировали работу системы, сайта, неполадок. Все как всегда у нас делается: сначала запустили, а потом решили посмотреть, а заработает ли».

Реакция Росавтодора

Как заявили «Газете.Ru» в Росавтодоре, система взимания платы «Платон» работает в режиме без масштабных сбоев.

«Статистика первого дня работы системы показала, что 2/3 пользователей, которые пришли в офисы системы «Платон», сделали это в первый раз, — говорится в ответе на запрос «Газеты.Ru». — Они не проходили процедуры регистрации, несмотря на то что оператор обеспечил все каналы для этого заблаговременно: личный кабинет на сайте и 138 офисов обслуживания, которые открылись месяц назад. Оператор системы «Платон» пошел навстречу тем перевозчикам, которые пришли на регистрацию за два-три дня или прямо в день запуска системы: для них открыта возможность оформления разовой маршрутной карты с указанием минимального количества данных о владельце и его транспортом средстве. Сделать это можно на сайте системы или сайте Росавтодора. Вместе с тем в понедельник была произведена массированная DOS-атака на сайт platon.ru и личный кабинет системы. Последствия атаки устраняются. В целом система работает в штатном режиме».

Что думаешь?
Загрузка