Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

«Поручение Путина выполним через 120 лет»

Общественный совет при МВД недоволен темпами снижения аварийности на дорогах России

Даниил Ломакин 07.04.2015, 19:35
Максим Кимерлинг/ТАСС

Аварийность и смертность на российских дорогах снижаются слишком медленно. К такому выводу пришли члены общественного совета при МВД РФ. При этом ответственные чиновники винят в ситуации слишком хорошие дороги и обилие камер ГИБДД в регионах. МВД в ближайшее время запустит интерактивный интернет-сервис, где каждый пользователь сможет сообщить о конкретных проблемах с безопасностью на дорогах в своем регионе.

Несмотря на небольшое снижение количества серьезных ДТП в России в 2014 году — на 2,1%, общественный совет (ОС) при МВД России считает слишком слабой динамику сокращения количества аварий, а также числа погибших и пострадавших в них людей. В связи с этим на прошедшем во вторник заседании президиума ОС была обозначена необходимость точечно подходить к решению проблем с безопасностью на дорогах и не ограничиваться в этом вопросе только лишь развитием центров автоматической фиксации нарушений.

Поручение Путина выполнят за 120 лет

В заседании, посвященном подготовке ежегодного отчета ОС о состоянии дорожной безопасности, приняли участие руководители территориальных подразделений Министерства транспорта и члены соответствующих общественных советов, а также представители органов власти, курирующие дорожную политику в субъектах РФ.

«При таких темпах снижения аварийности, как в прошлом году, поручение президента России по сокращению числа ДТП мы сможем реализовать только через 120 лет» — таким заявлением открыл заседание председатель ОС при МВД Анатолий Кучерена.

Он выразил уверенность в том, что ситуацию с высокой аварийностью может исправить профилактическая работа с водителями. «Мы иногда увлекаемся репрессивными методами наведения порядка на дорогах, считая, что только это может помочь, но это не так. Уверяю, что больше пользы будет от профилактики.

Я много лет занимаюсь общественной работой: слово может быть более эффективным, чем тот же штраф, — заявил председатель общественного совета. — Однако в 11 регионах вообще на сегодняшний день нет программ по повышению безопасности дорожного движения.

Кучерена отметил, что ждет от регионов объективной оценки состояния дел, осмысленной аналитики, конкретных предложений по улучшению ситуации.

В каждом регионе необходимо не просто наличие государственной программы по повышению безопасности дорожного движения, в ней должны быть прописаны конкретные мероприятия по ликвидации очагов аварийности и предотвращению дорожно-транспортных происшествий», — считает председатель ОС.

Начальник ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов в свою очередь также отметил, что для сокращения числа ДТП на российских дорогах необходимо больше работать над самосознанием водителей, а также более заниматься вопросами качества их обучения.

«Общество уже само встает на защиту своей безопасности на дорогах — в последнее время граждане чаще обращают внимание органов правопорядка на случаи, когда водитель управляет автомобилем в нетрезвом состоянии. И этот процесс говорит о положительных перспективах», — заявил Нилов.

В аварийности виноваты хорошие дороги

Согласно докладам чиновников и членов региональных ОС, количество аварий с пострадавшими растет в стране в том числе и из-за повышения средней скорости движения, что связано с улучшением качества дорог.

О такой проблеме заявили представители сразу нескольких регионов, например Ростовской и Ярославской областей.

Кроме того, рост ДТП в Ростовской области, по словам руководителей ГИБДД региона, в прошлом году был обусловлен резким увеличением на дорогах количества транзитного транспорта и спецтехники.

Стоит отметить, что в прошлом году в Ростовской области из-за военных учений в регионе действительно произошел всплеск ДТП с участием военной техники. Так, например, в апреле 2014 года в области произошло сразу две крупных аварии с участием бронетехники. Их жертвами стали четыре человека, еще один — сотрудник ДПС — получил серьезные ранения. В сентябре в Ростове-на-Дону водитель армейского бронеавтомобиля «Тигр» устроил массовую аварию с двумя погибшими. В результате по итогам прошлого года число серьезных ДТП в регионе выросло на 3,5% относительно 2013 года.

Отбойники вместо камер фиксации нарушений ПДД

В ходе чтения доклада представители региона отметили, что большинство бюджетных средств в прошлом году было потрачено на создание и обслуживание комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Об аналогичном подходе к обеспечению безопасности на дорогах заявили и представители Ярославской области, где значительная часть бюджетных средств была потрачена на оснащение дорог камерами фото- и видеофиксации и обслуживание этих камер.

В свою очередь члены президиума ОС, в том числе и руководители федеральных ведомств, присутствовавшие на заседании, неоднократно просили лиц, ответственных за безопасность дорожного движения в регионах, не сосредотачивать все бюджетные средства только на оснащении дорог камерами. Так, об этой проблеме заявил присутствовавший на заседании представитель Генпрокуратуры Виктор Аринин. По его мнению, основной упор нужно делать на обустройство дорог: разделять отбойниками встречные потоки, создавать безопасные пешеходные переходы, в том числе и надземные.

«Не стоит тратить все усилия и все бюджетные средства только на установку и обслуживание дорожных камер — хотя это и важное направление, сами по себе камеры не могут предотвращать аварии», — подчеркнул представитель надзорного ведомства.

«Фото- и видеофиксация — это не плохо, это позволяет пополнять бюджеты субъектов РФ. Но к этому надо действительно аккуратно относиться, мы будем обсуждать существующие в этой сфере проблемы в рабочем порядке», — сообщил участникам заседания Кучерена.

Пьяных водителей стали лучше ловить

Стоит отметить, что проблема роста числа ДТП по вине пьяных водителей (на 21% в 2014 году) на прошедшем заседании практически не обсуждалась. Единственным, кто высказался на эту тему, стал Виктор Нилов, который заявил, что рост таких аварий в прошлом году обусловлен более эффективной выявляемостью правонарушений.

«Рост количества нетрезвых водителей связан не с отменой «нулевого промилле», а с ужесточением контроля за водителями,

— пояснил Нилов. — Кроме того, в конце 2013 года закон предоставил нам право отправлять на медосвидетельствование всех участников серьезных ДТП с пострадавшими, а не только тех, у кого выявлялись признаки опьянения. В результате выросла вероятность выявления нетрезвых автомобилистов».

Кроме того, в ходе заседания председатель общественного совета сообщил о запуске разработанного ОС при МВД нового интерактивного интернет-сервиса, где каждый пользователь сможет сообщить о конкретных проблемах с безопасностью на дорогах в своем регионе, а также проследить работу ответственных государственных структур по своему обращению.

«У властей нет и никогда не было задачи снизить аварийность, — заявил «Газете.Ru» член общественного совета при ГУ МВД по Москве Виктор Травин. — В КоАП РФ указано, что судья должен выяснять причины ДТП и условия, способствующие нарушениям ПДД. Но эта норма подвергнута забвению. И ГИБДД в свою очередь на практике не выявляет причины и, соответственно, не занимается устранением обстоятельств, которые привели к аварии, а только выписывает штрафы. Вся борьба с нарушителями — это исключительно коммерческий проект. И система фото- и видеофиксации нарушений в автоматическом режиме — наглядный тому пример. Ее единственная задача — наполнение бюджетов».

Собеседник также считает, что проблемы роста числа серьезных ДТП из-за увеличения средней скорости движения, обусловленной улучшающимся состоянием дорог, не существует. «Никто же не меряет скорость машины в момент ДТП, — поясняет Травин. — Поэтому ГИБДД не может утверждать, что к авариям приводит слишком высокая скорость движения. Сотрудникам ГИБДД, тем более занимающим руководящие должности, должно быть стыдно говорить о таких иллюзорных факторах, которые якобы влияют на безопасность дорожного движения».

«Менять самосознание водителей для снижения аварийности — это тоже смешно, — говорит Травин. — В России люди в принципе незаконопослушны. Как минимум потому, что сама власть подает им дурные примеры. Нельзя воспитать человека так, что он будет соблюдать закон, только находясь за рулем».

Напомним, что в России действует федеральная целевая программа ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», общий бюджет которой составляет 100 млрд руб. Основной целью программы является существенное снижение смертности на дорогах к 2020 году. Однако вопреки предпринимаемым усилиям статистика аварийности в 2014 году показывает, что принимаемые в рамках программы меры пока недостаточно эффективны.