Камеры берут под контроль

В России создадут единый центр контроля за системами фото- и видеофиксации

Даниил Ломакин 28.10.2014, 15:57
В Центре автоматизированной фиксации административных правонарушений ИТАР-ТАСС
В Центре автоматизированной фиксации административных правонарушений

Масштабные фальсификации региональных ГИБДД с дорожными камерами могут привести к глобальной реформе в системе контроля за приборами фото- и видеофиксации. Как стало известно «Газете.Ru», региональные центры фиксации правонарушений вскоре могут быть ликвидированы, а их место займет новый единый федеральный центр.

Региональные центры контроля за дорожными камерами фото- и видеофиксации нарушений ПДД могут упразднить из-за случаев фальсификаций в нескольких региональных подразделениях ГИБДД. Вместо них планируется создание Единого федерального центра контроля. Автором концепции такой реформы стал депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков. По его словам, инициатива уже обсуждалась с большинством заинтересованных ведомств и нашла поддержку.

Необходимость создания Единого центра будет рассматриваться в начале 2015 года в рамках «круглого стола» с участием заинтересованных ведомств, организаций и экспертов. Заседание будет проводиться под эгидой возрожденного партийного проекта «Безопасные дороги» при поддержке Российского союза автостраховщиков.

«Идея состоит в том, чтобы отрезать от процесса контроля за комплексами дорожных камер региональные власти, — рассказал «Газете.Ru» автор инициативы Вячеслав Лысаков. — Они не должны вмешиваться в вопросы контроля, поскольку это приводит к росту числа жалоб автомобилистов. Сейчас зафиксировано уже несколько случаев масштабных фальсификаций штрафов в регионах: в Краснодарском крае, в Тамбовской и Воронежской областях.

Кроме того, сейчас региональные центры уже при подготовке техзадания на конкурс по закупке дорожных камер прописывают, что одно устройство должно быть способно зафиксировать определенное количество нарушений, чтобы за год в бюджет поступила конкретная сумма штрафов.

А в этом нет никакого смысла, ведь чем меньше штрафов, тем меньше нарушений на дорогах. Регионы же, наоборот, проявляют заинтересованность в обратном, и количество нарушений только растет».

Создание единого центра в Москве, по мнению депутата, более выгодно и с точки зрения расходования бюджетных средств.

«Если в одном месте будет находиться все программное обеспечение, вся информация будет обрабатываться и рассылаться из одного центра контроля, то на это будет тратиться значительно меньше бюджетных денег, чем на содержание нескольких региональных центров, — уточняет Лысаков. — А регионы будут, грубо говоря, только протирать объективы камер и следить, чтобы они были включены».

Кроме того, по словам парламентария, на федеральном уровне будут объективнее оценивать необходимость установки камер на тех или иных участках дорог исходя из данных об аварийности участка.

«Камеры фото- и видеофиксации не должны быть инструментом для пополнения за счет водителей региональных бюджетов. Они должны устанавливаться исключительно на наиболее опасных участках дорог, где часто происходят аварии, а не там, где легче всего поймать автомобилиста на превышении скорости, — резюмирует депутат. — Если в ходе мониторинга будет выясняться, что какие-то камеры установлены необоснованно, их нужно убирать.

По его словам, существующий подход просто дискредитирует всю систему: водители уже не верят, что контроль скорости движения нужен для обеспечения безопасности, а не для зарабатывания денег.

«Если в результате обсуждения и экспертных заключений инициатива будет поддержана, то мы обратимся с ходатайством о создании новой структуры в правительство России, — резюмирует Лысаков. — Возможно, для реализации этой реформы будут нужны изменения в федеральном законодательстве — тогда какое-то время уйдет на подготовку и рассмотрение законопроектов».

Напомним, что, как сообщала «Газета.Ru», в апреле этого года Генпрокуратура РФ выявила грубейшие нарушения в работе ГИБДД Краснодарского края. После заявления Вячеслава Лысакова, к которому обратились обманутые водители, надзорное ведомство выявило, что десяткам, если не сотне тысяч, водителей в течение нескольких месяцев начиная с октября 2013 года приходили необоснованные штрафы за превышение скорости.

Местные автолюбители утверждали, что в момент якобы зафиксированного автоматическим комплексом фото- и видеофиксации «Стрелка» превышения скорости на самом деле находились в другом месте или двигались без нарушения скоростного режима.

Более того, некоторым водителям приходили сразу два постановления, согласно которым они превысили скорость в одно и то же время, но в разных частях населенного пункта. Краснодарская ГИБДД на основании сфабрикованных данных с дорожных камер выписывала некоторым «лихачам» по 80 штрафов за превышение скорости в месяц на десятки тысяч рублей.

В ходе проверки выяснилось, что сотрудники ГИБДД фальсифицировали изначальные данные видеорегистрации. Реальную запись уничтожали и на ее месте вручную «рисовали» новую, которая бы позволила выписать штраф.

Оказалось, что гаишники не только фальсифицировали нарушения, но и пытались скрыть информацию о проделанных манипуляциях. По некоторым данным, за два месяца прошлого года только с шести камер ГИБДД в Краснодаре водителям пришло 440 тыс. незаконных штрафов на общую сумму более 200 млн руб.

По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако об окончательных итогах расследования пока ничего не известно.

Бывший руководитель компании, производящей комплексы фото- и видеофиксации НПО «Призма», Сергей Ласкин считает идею создания единого центра разумной. «Глобализация процесса контроля за дорожными камерами несомненно приведет к его удешевлению, — рассказал «Газете.Ru» Ласкин. — Также такая реформа однозначно будет способствовать сокращению случаев коррупции в этой области».

Эксперт считает, что единый центр контроля не будет аффилирован с местными чиновниками, поэтому те камеры, которые были установлены на дорогах специально для того, чтобы фиксировать как можно больше нарушений, а не повышать безопасность движения, будет легче убирать.

«Автомобилисты, например, смогут получить возможность жаловаться на наличие или отсутствие камер на дорогах — единому центру будет значительно легче контролировать все обращения и принимать меры,

— поясняет Ласкин. — Кроме того, единая централизованная база штрафов с камер, доступная с помощью мобильного приложения, также может быть полезна для автомобилистов».