АвтоДороги

Дома трассе не помеха

Трасса Москва — Санкт-Петербург будет построена к 2017 году

Фотография: Мария Цыбульская

«Автодор» ускорил сроки строительства платной трассы Москва — Санкт-Петербург: дорога должна быть сдана в 2017 году, к чемпионату мира по футболу. Корреспондент «Газеты.Ru» осмотрел вместе с проектировщиками и заказчиками, как пройдет первый участок дороги,

Строительство первого участка трассы, проходящего через Химки, должно возобновиться в ближайшее время. «Участок с 15 по 58 км уже в работе. Вырубка леса тут закончена, осталось только убрать поваленные деревья и начать строительство», — рассказывает заместитель генерального директора Госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Вертолет Ми-8 бизнес-авиации пролетает над просекой, проложенной по Химкинскому лесу. Она завалена снегом, строительной техники нет. Кельбах сидит на месте бортинженера в кабине пилотов и показывает летчикам, куда лететь. «Сейчас правее возьмите, а потом на разворот. Давайте еще раз пройдем над Химками». Он объясняет журналистам, что расширять полосу отвода никто не будет, что просека проложена и готова к работе. А вместо 100 вырубленных гектаров леса будет высажено 500. «Правда, не в Химках. Там столько места под лес нет. Но по прилегающим территориям области именно столько и высадим», — уверяет Кельбах. 500 гектаров леса обойдутся компании в 1 млрд рублей.

«В Химкинском лесу не будет никакой дорожной инфраструктуры. Ни заправок, ни стоянок, ни кафе. Инвестор будет зарабатывать только на плате за проезд», — по словам Кельбаха, это изначально было заложено в проект, и к достижениям защитников Химкинского леса это решение не имеет отношения. Но, поскольку первый участок трассы самый напряженный по трафику, эти условия очень привлекательные.

Оценочная плотность потока – 150 тысяч машин в стуки при проектной стоимости проезда 3 рубля за км с машины (цена будет дифференцирована от типа транспорта — легковушки заплатят меньше, грузовики больше, а точные тарифы еще определяются). То есть суточный доход может доходить до 20 млн рублей.

Стоимость проезда на протяжении трассы будет варьироваться в зависимости от района, а некоторые участки вообще будут бесплатными. «В Новгородской области расчетная загруженность 10 тысяч машин в сутки. Здесь дороже обойдется ставить пункты оплаты», — говорит Кельбах.

«Мы провели публичные и общественные слушанья всех участков трассы от Москвы до Санкт-Петербурга и подготовили инвестиционно-финансовое обоснование. Теперь мы находимся на стадии разработки. Три участка уже готовы к строительству – это Московская область, Вышний Волочок и подход к Санкт-Петербургу», — для Виктора Татаринова, заместителя генерального директора «Союздорпроекта» и руководителя проекта трассы Москва — Санкт-Петербург проведение слушаний — этап решающий. Без согласования с главами районов прохождения трассы начинать подробную проработку документации нельзя. А сроки сдачи трассы в эксплуатацию при этом ужесточились: с 2019 года они передвинулись на 2017-й, потому что дорога должна быть готова к ЧМ по футболу в 2018 году. Очередность строительства определялась в зависимости от загруженности районов.

Принципиальным моментом при проектировании трассы было решение избежать населенных пунктов на ее пути.

Сейчас проектировщики утверждают, что смогут построить дорогу и не снести ни одного жилого дома. Сказать то же самое о вырубке лесов они не могут. Но обещают компенсировать каждое вырубленное дерево.

Работа с жителями, по словам Татаринова, ведется плотная, и их мнения учитываются при проектировании. «Жители часто упираются. Вот, скажем, в одном районе не хотел глава подписывать нам согласование, потому что, по его словам, от наших строительных работ дома, построенные в 1950-х годах, развалятся. Мы провели экспертизу, которая показала, что строительство дороги будет достаточно далеко и разрушительного влияния на дома не окажет. Чтобы договориться с жителями района, мы запланировали на этом участке не вбивать сваи, а вкручивать. Если бы они упирались, мы бы пересмотрели коридор прохождения трассы», — рассказывает Татаринов.

То, что получение согласования на самом деле не означает согласия со стройкой большинства местных жителей, признают и проектировщики, и заказчики из «Автодора», хотя слушанья проводятся законным образом. Но процедура такова: в местной официальной газете размещается объявление об открытии общественной приемной по работе с гражданами. Туда может прийти любой желающий и посмотреть проект. Потом, в день слушаний, также может прийти каждый и под протокол высказать свои замечания. Согласование считается пройденным, только если все согласны с проектом. Если нет, он корректируется.

Проблема в том, что местные газеты никто не читает. И на слушанья приходят от пяти человек (как было в Новгородской области) до сорока (в Клину). А в деревне или городе могут жить сотни и тысячи людей, которые так и не узнали ни о каких слушаньях.

«Да, работа с гражданами — это большая проблема, и вести ее нужно гораздо более плотно. Из-за недостаточного информирования возникает много непонимания. Этим пользуются для спекуляции заинтересованные лица», — говорит Кельбах. Спекуляцией он называет и ситуацию вокруг Завидово, где на границе национального парка, президентской резиденции и особо охраняемой зоны должна пройти трасса. Первый вариант проекта дороги на этом участке был подготовлен, согласован и утвержден еще в 1994 году. А в 2007 году президент подписал указ о переносе границы ООЗ так, что дорога уже попадала в нее. Но в силу это решение может вступить только, когда правительство подпишет соответствующее постановление. А оно так и не было подписано. Тем не менее заказчик скорректировал проект и рассмотрел возможные альтернативные варианты прохождения в районе Завидово. Один из них предполагал прохождение дороги по деревне Решетниково. В таком случае нужно было снести 50 жилых домов, и местные жители выступили против проекта. Это стало поводом провести экспертную оценку и направить письмо в Кремль с предложением вернуть границу зоны на место и увеличить национальный парк с другой стороны. Соответствующий указ президент, по словам Кельбаха, может подписать в ближайшие дни. Но правозащитные организации опять против: на этот раз они выступают за сохранение границы национального парка.

Вертолет пролетает над деревней Решетниково и так близко к границе охраняемой зоны, что сотрудники ФСО передают пилотам приказ поднять машину выше и срочно покинуть вверенное им воздушное пространство.

Оспариваемый экологами участок трудно назвать лесом: десяток тупиков железнодорожных путей забиты вагонами, гаражи, склады, дорога. Более того, кроме автомобильной трассы здесь должна пройти высокоскоростная железная дорога между Москвой и Питером. «У железнодорожников тоже все было согласовано. Им отвести свой проект будет еще труднее. Минимальный радиус поворота у них 10 км», — объясняет Кельбах, доказывая, что это решение выгодно всем.

На обратном пути вертолет пролетает над Ленинградским шоссе и забитым машинами и транзитными фурами МКАДом. Чтобы разгрузить этот участок, в проекте «Автодора» строительство Северной рокады, соединяющей Бусиновскую развязку, откуда пойдет платная трасса и начало трассы М7 на востоке. Проходить эта магистраль будет через город, но в перспективе станет платной. Подобный проект отвода потоков разрабатывается и для Санкт-Петербурга, где трасса придет к КАД между Московским и Приморским шоссе.

  • Livejournal
  • Написать комментарий

Дорогие читатели! Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость как друг к другу, так и к участникам материалов «Газеты.Ru». Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ.

Кроме того, вы можете обсуждать новости «Газеты.Ru» в официальных группах социальных сетей: Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках, Google+ и Twitter.

Главное сегодня






Читайте также


Коды на стол


22 практичных способа победить жару


Facebook вместо наркотиков


Почему женщине нужно путешествовать одной


Как правильно раздеться


Почему взламывают электронную почту


Как понять, что вам срочно пора в отпуск


25 цитат Эрнеста Хемингуэя о вас и о жизни


Как избежать укусов комаров


Почему вам нужно уехать в самый дорогой город мира


Сайт знакомств сыграл на чувствах