В первой половине этого года цены на автомобили в долларовом эквиваленте в России были примерно на 19% ниже, чем в прошлом году. Об этом говорится в обзоре автомобильного рынка, опубликованном агентством «Автостат». В целом по стране средняя цена автомобиля снизилась до $18 тыс. Если рассматривать отдельно автомобили иностранного производства, то они подешевели на 16–17%, до $22 тыс. Средняя цена отечественных машин в долларах упала почти на треть – на 29,5%, или до $10,3 тыс.
Всего на рынке были реализованы порядка 730 тыс. легковых авто, что на 48,6% меньше, чем за первые шесть месяцев 2008 года. При этом произошло перераспределение сегментов рынка. Если в прошлом году самым популярным у россиян был средний ценовой сегмент – от $10 тыс. до $20 тыс. – то сейчас его доля упала с 45% до 26%. Ценовой сегмент от $6 тыс. до $10 тыс., напротив, вырос с 12,6% до 30% рынка. К тому же появился сегмент «до $ 6 тыс.», которого в прошлом году, отмечают авторы обзора, не было вообще: его образовали наиболее дешевые модели отечественного автопрома. Сейчас на него пришлось порядка 5% продаж.
В целом доля отечественных автомобилей выросла незначительно – на 1,2%, составив немногим менее 27% рынка.
Как рассказал «Газете.Ru» директор агентства «Автостат» Сергей Целиков, снижение долларовых цен было вызвано рядом факторов. «Фактически, в течение всей первой половины года стабильно снижалась долларовая цена автомобилей и повышалась рублевая, – пояснил он. — Сегодня цены в рублях на автомобили на 18% выше, чем в конце прошлого года, и на 16–17% ниже прошлогодних в долларовом выражении. Причиной стало то, что доллар «скакнул» в цене быстрее, чем рынок и производители сумели отреагировать на его подорожание. Все первое полугодие цены на автомобильном рынке догоняли доллар — и даже сейчас его еще догнали не все. К тому же некоторые дилеры упорно продавали автомобили по прошлогодним ценам. Ведь в конце прошлого года было констатировано мощное перепроизводство легкового транспорта, и с января по июнь эти излишки распродавались.
По нашим данным, на учет в этом году поставлено больше автомобилей прошлого года выпуска, чем нынешнего. Все первое полугодие еще и завозилась дешевая недореализованная продукция из Японии – Nissan, Toyota, Suzuki, Subaru».
По мнению Целикова, это снижение цен – явление уникальное и в будущем тенденция не продолжится: «Запасы дешевых автомобилей к нынешнему моменту у большинства продавцов уже на исходе или закончились вообще. Запасов «льготных» машин уже не осталось: их было порядка 300 тысяч. Поэтому цены в валютном эквиваленте в этом полугодии вернутся к обычному уровню. Если в Германии VW стоит 20 тыс. евро, то рано или поздно будет стоить столько же и у нас».
Несмотря на то что в целом временное снижение цен автоматически снизило и доходы индустрии – оно сыграло положительную роль, считает Целиков. «Удешевление позволило рынку не провалиться еще глубже, поскольку привлекало покупателей». Как пройдет второе полугодие – это, по словам эксперта, будет целиком зависеть от состояния на мировых рынках. Доллар сильно колеблется – поэтому делать прогнозы о том, как он себя будет вести, трудно. А цены на автомобили зависят в конечном счете от валютного курса – хотя рынок всегда запаздывает, а производители запаздывают еще сильнее».