Даже после выхода второй, слегка облагороженной задними фонарями и измененными пропорциями версии «Субару Форестер» сохранял в себе ярко выраженные черты приспособленного к езде по скверным дорогам городского универсала, чем-то напоминая классический реанимобиль на базе форда, в каких отвозили с места перестрелки благородных копов в детективах 70-х годов. И все больше потенциальных потребителей предпочитали с удовольствием отмечать в автомобильном потоке непохожесть «Форика» на собратьев-кроссоверов, а не платить за его приобретение.
Что, собственно, и заставило «Субару» выпустить «Форестер-2009», почти не отличимый от прочих паркетников 2000-х годов, поспешно входящих в образ оригинального некогда «Лексус» RX300.
Под мой тест-драйв попал золотистый «Фор» с черным кожаным салоном, с пятиступенчатой механикой и бензиновым атмосферником в 2,5 литра и 173 л. с., устанавливаемым также на Subaru Outback и Legacy.
С первого же взгляда было ясно, что по дизайну тут и сравнивать нечего. Полная замена лица в соответствии с новым стандартом. И лицо это «необщего» выражения не имеет. Соотношением в профиле металла и стекла, общей зализанностью форм новинка «Субару» мало чем отличается от «Мицубиси Аутлендера», БМВ Х-3 и даже (о конфуз!) новой версии «Санта Фе».
Единственное напоминание о предыдущем Форестере я обнаружил в салоне. Три крупные ребристые бомбошки регулировки климата, обогрева стекол и направления воздушного потока – привет от снятого с производства папашки.
Дизайн приборной панели довольно сдержан. Стильность салону должна была придать золотистая накладка в форме крыльев от блока управления аудиосистемой и климатом к дверям, позаимствованная из оформления новой «Субару Импрезы».
Что удалось не вполне. Если в «Импрезе» крылья взлетают из под блока в обе стороны, то в «Форестере» они подняты выше, и одно из них ломается и пропадает под рулевой колонкой.
Заявка на крылатость, сходство с птицей и самолетом получились какими-то однокрылыми.
Некоторая нерешительность и скупость насчет комфорта и удобств водителя и пассажиров обнаруживалась в самых неожиданных местах. Например, шкала приборов и салон подсвечивются голубым космическим светом – эффектно. Зато в бардачке напрочь отсутствует подсветка. Приходится включать лампу над зеркалом, чтоб не рыться там в темноте. Поворотники, вмонтированные в зеркала в версии 2002 года, исчезли. Ну это – пусть. А вот как в городском автомобиле обойтись без возможности сложить (пусть не с помощью электроники, хотя бы рукой!) боковые зеркала – остается загадкой. Тот же электропривод так и просится для открытия шторки, закрывающей огромный прозрачный потолочный люк. Сдвинуть ее, крепко изогнувшись, с водительского места вручную можно. Но противно. Приятнее это было бы сделать легким нажатием кнопки на приборной панели.
В поездке по городу от кроссовера ждешь не столько комфорта (какой комфорт в многокилометровой пробке?), сколько возможности максимально избежать неудобств и рисков при неизбежных перестройках и движении в режиме – полметра вперед – стоп.
Особо ценны посадка выше прочих всяких там седанов, работа климат контроля, возможность попрыгать по радиостанциям, не отвлекаясь от дороги…
Все это в субаровском произведении есть. Но с оговорками.
Вроде и машина стала намного выше. И электронастройки кресла водителя чутки и многообразны. Но ощущения, что сидишь во внедорожнике, кропотливой игрой с рычажками, двигающими, опрокидывающими и поднимающими кресло, достичь так и не удалось. К возможности поскакать по радиостанциям, не отрывая рук от руля, – никаких претензий. Кнопки управления аудиосистемой в новой версии догадались, наконец, поставить на руль слева. Переключение радиостанций можно теперь не путать с переключением передач.
Об удобстве движения в пробках в машине с механикой конструкторы позаботились особо. Крутящий момент на малых оборотах таков, что полторы тонны железа плавно подаются вперед и катятся, как только отпускаешь сцепление. То же со средними оборотами. 173-сильный оппозитник в сочетании с субаровской механикой позволяет, например, забыть о необходимости понижения передачи с третьей на вторую на оборотах меньше 1000 и скорости в 30 км/час.
Первая буква в аббревиатуре класса SUV означает — «спортивная». Есть у «Форестера» такая буква!
Уйти на светофоре, мгновенно разогнаться на коротком, освободившемся после пробки участке – без проблем. О том, что ты в машине высотой под метр восемьдесят, забываешь мгновенно. Полное ощущение спортивного седана. Да еще мотор при такой езде выдает фирменный субаровский самолетный рокот — тешит слух и щекотит самолюбие.
Для поклонников кроссоверов из заносчивых нервных домохозяек и закомплексованных клерков все, что связано с устойчивостью авто, раскачиваниями и прыжками на ухабах и рытвинах отечественных дорог, – вещи принципиальные. Тут на подарки «Субару» не скупится. Ссылаясь на богатый раллийный опыт, обвесил датчиками подвеску, распределил крутящий момент при полном приводе на каждое колесо в отдельности. Расширил колесную базу. Заднюю подвеску снабдил двойным поперечным рычагом. В результате «Форестер» неровности и бугры асфальта глотает без звука и за дорогу держится на удивление цепко. Единственный раз, когда его угрожающе повело, мотнуло из стороны в сторону, и я почувствовал, что теряю сцепление с дорогой, – на 140 км/ч, на шоссе к аэропорту Шереметьево, под проливным дождем и в асфальтовой колее, полной воды.
Возможно, японцы и не предусмотрели наличие подобных сюрпризов на скоростном шоссе. Ощущение, тем не менее, не из приятных.
Что касается столь важной более для сознания владельца кроссовера, чем для пользования, «повышенной проходимости»… Она, как и в предыдущей версии универсала, ограничивается полным приводом и включением режима пониженной передачи. Чего мне вполне хватило, чтоб поездить, не застревая, по раскисшему подмосковному полю, поползать по глиняной осклизлой проселочной дороге и вылезти из оврага под углом градусов в 35.
Что в итоге?
«Субару Форестер» перестал быть старомодным и единственным в своем роде настоящим кроссовером – универсалом повышенной проходимости. В чуждом ему изначально семействе холеных паркетников он пытается утвердиться надежностью, безопасностью, спортивностью и практичностью. Отдавая при этом дань уставленному здесь дресс-коду, он все же допускает промахи и недочеты, свойственные всякому новообращенному, вроде неубирающихся зеркал, нелепой пластиковой шторки багажного отсека, скудной информации бортового компьютера, отсутствия подсветки бардачка, дешевых пластика и кожи, несовершеного дизайна салона.
Новый «Субару Форестер» — машина для тех, кто готов пренебречь некоторым несовершенством формы ради содержания, предназначения и практичности. Весь вопрос в том, много ли таких найдется среди любителей разъезжать в машинах, главное достоинство которых остается в модных примочках, стильных наворотах и назойливом желании производителя угодить клиенту, убежденному, что комфорт и есть двигатель прогресса.