Национальная администрация США по безопасности на транспорте (NHTSA), несмотря на скептические оценки своих методик некоторыми автопроизводителями, пятый год продолжает проводить тесты на опрокидывание. Процент ДТП, в которых автомобиль оказывается на боку или на крыше, в США ничтожно мал. Но именно в таких авариях погибает наибольшее количество людей. К тому же, считают в NHTSA, их исследования в основном предназначены для покупателей, которые лишний раз подумают, прежде чем совершить резкий разворот.
В последнее время NHTSA значительно усовершенствовала процедуру проведения тестов на опрокидывание. Наряду с реальными испытаниями, когда автомобиль специально стараются положить на крышу при развороте, проводятся компьютерное моделирование, более точно учитывающее параметры машины. Автомобили стали оценивать по 5-балльной системе, одновременно высчитывая процент вероятности переворота. При высших 5 баллах вероятность опрокидывания не должна превышать 10%. В каждом классе автомобилей введены свои стандарты. Ведь понятно, что больше всего к опрокидыванию склонны автомобили с высоким центром тяжести — внедорожники, пикапы и минивэны. И те и другие попадают в «хорошисты» уже при 12–15% вероятности перевернуться. У легковых автомобилей модели с таким показателем находятся в самом конце рейтинга.
Первые места во внедорожном сегменте занимают, как правило, кроссоверы с более низким расположением центра тяжести. Лучшим представителем этого племени является полноприводный Chrysler Pacifica, который скорее можно отнести к минивэнам. У этого автомобиля самый высокий рейтинг в сегменте: 4 звезды и 13-процентный шанс опрокинуться. В этом году достижение Pacifica повторил еще один псевдовнедорожник — Ford Freestyle. Ему помогло легковое происхождение: он создан на базе универсала Mondeo.
Настоящие брутальные внедорожники, как правило, менее устойчивы.
В «троечники», например, попал Nissan Pathfinder, а «паркетник» Murano получил 4 звезды. Среди «троечников» также оказались Jeep Liberty, Chevrolet Tahoe, Cadillac Escalade и Hyundai Santa Fe. Очень популярные в США моноприводные (только на переднюю или заднюю ось) версии внедорожников ведут себя еще хуже. Повысить их устойчивость помогает только применение электронных систем стабилизации. И если в 2001 году только один псевдовнедорожник смог набрать 4 звезды, то сейчас таких машин уже более трех десятков. Например, продвинутая система стабилизации помогла Acura MDX попасть в десятку лидеров (4 звезды, 15%)
Тем не менее Volvo X90, первый автомобиль концерна Ford, оснащенный разрекламированной системой стабилизации Roll Stability Control (RSC), отстает от лидеров. У него вполне серьезные шансы опрокинуться — 17%. Тем не менее Ford грозится к концу года оснастить RSC более половины своих внедорожников. Система отслеживает развитие крена и в опасный момент, не предупреждая водителя, снижает скорость автомобиля.
Моноприводная версия Ford Explorer Sport Trac по-прежнему плоха до неприличия.
Это скорее не внедорожник, а пикап, однако это ничего не меняет. Его результат самый худший – две звезды и 34%.
Пикапы Ford также устойчивостью не блещут. Близнецы Ford Ranger и Mazda B-series до мельчайших нюансов повторили результат Explorer Sport Truck. Их результат — 30% вероятности перевернуться. К ним присоединился и рамный минивэн Ford Econoline (29%). Лидерами в классе пикапов остаются машины General Motors: одноплатформенники пикапы Chevrolet Silverado и GMC Sierra.
В классе минивэнов первое и второе места поделили Nissan Quest и Chrysler PT Cruiser (4 звезды, 12–13%). Среди легковых машин в отличниках (5 звезд) ходят кабриолеты и классические американские седаны вроде Ford Crown Victoria, которые практически невозможно перевернуть. Самым валким в легковом сегменте традиционно остается Subaru Forester. Toyota тоже оказалась в конце – в аутсайдерах вместе с кургузой Echo теперь оказался и хэтчбек Scion xA ( 4 звезды, 15%).
Самые устойчивые внедорожники Ford Freestyle и Acura MDX также на «отлично» прошли и серию краш-тестов NHTSA. автомобили получили высшие 5 звезд за защиту передних и задних пассажиров. Такие же результаты показали Jeep Grand Cherokee 2005 и Honda Element. Последняя получила высший балл с небольшой оговоркой: во время бокового удара голова заднего пассажира испытала слишком серьезную перегрузку.
Худшие результаты в последних краш-тестах показали одноплатформенники Buick Rainier, Chevrolet Trailblazer, GMC Envoy, Isuzu Ascender и Saab 9-7x.
Выяснилось, что они недостаточно хорошо защитили водителя (3 звезды) и пассажиров (4 звезды) при фронтальном ударе, хотя в боковых краш-тестах набрали высшие баллы.
В целом специалисты NHTSA отмечают, что в сегменте внедорожников наблюдаются положительные перемены. Автомобили стали более устойчивы при резких виражах за счет более низкого центра тяжести и новых систем стабилизации. Безопасность внедорожников при столкновениях также возросла. В основном это произошло за счет боковых подушек безопасности, которые входят в комплектацию многих машин. Пока лидерами по внедрению новых технологий остаются Ford, Chrysler и Honda, хотя успехи пока налицо не у всех.
Но усилия специалистов по безопасности определенно влияют не только на стиль вождения владельцев потенциально опасных машин.
General Motors, чьи пикапы заметно улучшились, а внедорожники пока звезд с неба не хватают, уже объявил, что собирается вложить $33 млн в строительство нового исследовательского центра. Там будут заниматься именно улучшением безопасности и устойчивости автомобилей. При новом центре будет построен полигон для проведения различных краш-тестов, в частности, тестов на опрокидывание.