В среду заключенные димитровградской колонии общего режима №78/3 в Ульяновской области прекратили голодовку. Как рассказал «Газете.Ru» старший помощник прокурора области Василий Зима, 40 заключенных отказались от протеста еще во вторник вечером, а остальные 142 вышли на завтрак в среду.
Тем не менее работать они по-прежнему не хотят и от своих требований не отказываются.
По словам Зимы, после приема пищи осужденные вернулись в свое помещение и продолжают акцию протеста.
Информация прокуратуры противоречит заявлениям местного управления ФСИН. В пресс-службе УФСИН утверждают, что 30 человек все еще продолжают голодать. С ними работают психологи, в частности начальник отдела психологии УФСИН. По его словам, наблюдается положительная тенденция, заключенные идут на контакт. Правда, есть все равно отказываются: «Им предлагали принести еду и покормить отдельно от остальных, но они не согласились».
По данным источника «Газеты.Ru», урегулировать ситуацию в колонии представители властных структур попросили «смотрящего» за Ульяновском — крупного криминального авторитета.
Якобы он приехал в колонию и вступил в переговоры с зачинщиками конфликта. Однако в УФСИН эту информацию назвали недостоверной, заметив, что такое «в принципе невозможно».
Недовольные условиями содержания осужденные начали акцию протеста еще в воскресенье, 11 сентября. В первый день от пищи отказались 20 человек. В понедельник к ним присоединились еще 40, а во вторник общее число протестующих достигло 180 человек. Некоторые из них порезали себе предплечья лезвиями одноразовых бритв, однако, по данным представителей УФСИН, никто из них серьезно не пострадал — нанесенные ранения были не опасны для жизни и вообще все это делалось «демонстративно».
Заключенные заявили, что администрация колонии обращается с ними плохо, применяет насилие и пользуется спецсредствами. Они также потребовали перевести лиц с нетрадиционной ориентацией (тех, кого на зоне называют «опущенными») в отдельный отряд и кормить их отдельно от остальных, а также разрешить передавать в штрафной изолятор чай и сигареты. Кроме того, протестующие отказываются заниматься уборкой мест общего пользования.
Во вторник 180 участников протеста временно отделили от остальных заключенных, определив в отдельный отряд. По информации ульяновского ФСИН, им предложили помещение в отдельно стоящем строении, и участники голодовки согласились туда перейти, где продолжили голодовку.
Президент димитровградского благотворительного фонда помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, Саша Сулейманов рассказал, что с голодающими пытались договориться их матери. По словам Сулейманова, при содействии фонда они решили пойти в колонию, чтобы убедить своих сыновей прекратить бунт. Однако матерям свиданий не разрешили и передачи от них не приняли. Некоторые женщины до сих пор продолжают стоять у входа в колонию.
Кроме того, администрация колонии категорически отказывается от контактов с правозащитниками и не пускает их на территорию колонии. По мнению Сулейманова, руководство исправительного учреждения поступает опрометчиво, поскольку правозащитники могли бы помочь разрешить ситуацию благоприятным образом. Более того, если акция протеста заключенных не прекратится сегодня, она может перекинуться на другие колонии, считает он.
В ответ на акцию прокуратура области возбудила уголовное дело по ст.286, ч.3 УК РФ (превышение должностных полномочий), чтобы, как говорят прокуроры, следственным путем проверить изложенную заключенными информацию и дать правовую оценку действиям руководства колонии. В связи с этим, сейчас там работает следственно-оперативная группа.
К среде стали известны имена зачинщиков акции протеста. По словам пресс-секретаря Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Валентины Касьяновой, сообщения о том, что организаторы — это недавно переведенные из бунтовавшей летом Льговской колонии уголовники, не более чем выдумка журналистов. «Главарями бунтарей являются уже довольно давно сидящие в данном исправительном учреждении лица. Их фамилии мы назовем позднее. В настоящее время выясняем истинные причины их действий. А выдвинутые требования мы считаем не более чем бутафорией», — заявила она.
По мнению прокуратуры, бунтующие просто хотят продемонстрировать свою значимость. «Один из заключенных, 21-летний парень, так и заявил представителям прокуратуры: «Я хочу, чтобы меня показали по телевидению. Тогда требования, которые мы выдвинули, будут исполнены. А наша акция распространится на другие колонии», — сообщил Василий Зима. Кроме того, по его словам, когда сотрудники прокуратуры предложили запротоколировать факты применения насилия, чтобы возбудить против нарушителей уголовное дело, бастующие что-то конкретное сообщить оказались.