Этот случай оказался одним из 109 нарушений в ходе выборов, выявленных центром альтернативного подсчета голосов. Центр был организован всего за двое суток до начала выборов тремя оппозиционными кандидатами в президенты – Сергеем Глазьевым, Ириной Хакамадой и Николаем Харитоновым. Данные в центр, разместившийся в московском Доме журналистов, поступали с мест от наблюдателей всех трех кандидатов, а также принимались по «горячей линии» от избирателей, столкнувшихся в день выборов с фактами нарушений предвыборного законодательства.
Однако расчет на массовость нарушений, а точнее, на готовность населения сообщать о них не оправдался. За все время работы «горячей линии» и самого штаба по контролю за результатами выборов в него поступило всего 164 сообщения, из которых лишь 109 касались собственно нарушений. Для сравнения, в ходе парламентских выборов только штаб КПРФ зафиксировал в день выборов несколько сот нарушений, а кроме него самостоятельный учет вели также штабы СПС и «Яблока».
Не исключено, впрочем, что причиной неэффективности этого начинания Глазьева, Хакамады и Харитонова стало слишком запоздалое создание штаба. Многие избиратели, судя по всему, просто не знали о его существовании и телефонах, по которым можно было бы, не опасаясь последствий, сообщить о нарушениях закона в день выборов.
А о том, что такие опасения могли испытывать многие избиратели, говорят сообщения о нарушениях, пришедшие в редакцию «Газеты.Ru». Авторы некоторых из них не стали подписываться, прямо заявив о том, что опасаются репрессий со стороны государственных органов.
Осознав, что идея сбора улик в отношении беспрецедентного использования властями всех уровней административного ресурса на президентских выборах провалена, и Сергей Глазьев, и Ирина Хакамада достаточно быстро покинули штаб. Первый, как уточнили в его окружении, отправился домой – к семье и детям (это произошло сразу после того, как ЦИК в 21:00 обнародовала первые предварительные результаты выборов), а Хакамада еще раньше уехала общаться со своими ближайшими сторонниками в ресторан «Санта Фе», где она устроила вечер «Мы выбрали друг друга».
Ни один из этих кандидатов в альтернативный центр контроля за подведением результатов выборов больше не вернулся. А третий его учредитель – Николай Харитонов – в Доме журналистов вообще не появился. Между тем Хакамада прежде, чем уехать, приняла участие в небольшой пресс-конференции, на которой и были озвучены некоторые наиболее вопиющие факты нарушений. Помимо уже упомянутого случая в Четвертом московском психдиспансере, где заботливые члены участковой избирательной комиссии самостоятельно заранее заполнили за всех больных бюллетени, указав в них фамилию Путина, были и другие, не менее запоминающиеся.
Например, к одной пенсионерке пришли с урной домой. Выдали ей, как это ни странно, незаполненный бюллетень и стали терпеливо ждать ее волеизъявления. Увидев, что старушка ставит галочку против фамилии Глазьева, сотрудники местного избиркома взяли урну и ушли, не дав пенсионерке проголосовать.
А в одном из сел европейской части России произошло и вовсе невероятное – к середине дня явка, согласно официальным данным, составила аж 56%, но при этом наблюдателями там не было зафиксировано ни одного проголосовавшего. На этом фоне про беспроигрышные лотереи среди избирателей, пришедших к урнам, а также про принуждение голосовать студентов, чье волеизъявление по всей стране жестко контролировалось лично деканами учебных заведений, инспекторами учебных частей и комендантами общежитий, члены штаба и вовсе говорили как бы между делом.
Все выявленные штабом факты нарушений запротоколированы и в ближайшее время будут переданы в соответствующие инстанции – в ЦИК и местные прокуратуры для проверки. Возможно, кое-что из собранных материалов станет предметом для обращения в суды. Однако о том, будут ли судебные иски, журналисты узнают уже из сообщений пресс-служб проигравших выборы кандидатов в президенты – сам штаб уже в 12 часов ночи прекратил свою работу. Его сотрудники разъехались по домам, а вскоре за ними последовали и немногочисленные журналисты – предполагаемого шоу из альтернативного подсчета голосов на президентских выборах не получилось. Но местами было очень весело.