В Жуковском показали отечественных дронов

На МАКС-2017 в Жуковском представили российские разработки

Елена Светлова
Артем Сизов/«Газета.Ru»
На выставке Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 можно увидеть последние инновационные разработки для авиационной и космической техники. Интерес посетителей вызывают не только зарубежные, но и российские проекты. Корреспондент «Газета.Ru» посетил несколько стендов и узнал, как в России собирают БПЛА, что такое адаптивное крыло и когда в России появится новейший спортивный самолет.

На МАКСе-2017 можно увидеть космические аппараты, компоненты и системы космического назначения, беспилотники, целевую аппаратуру, новые разработки в сфере материаловедения и неразрушающей диагностики, а также современные программные комплексы, многие из которых уже применяются для создания авиационной и космической техники. Показать себя посетителям российского авиасалона приехали участники более чем из 30 стран, в том числе из Бельгии, Германии, Ирана, Италии, Китая, США, Франции, Чехии, Японии. Россию на МАКС-2017 представляет 521 компания, часть из которых — разработчики из кластера «Сколково».

«В этот раз на МАКСе представлено более 25 компаний из кластеров промышленных, космических, информационных технологий Фонда «Сколково», это более чем вдвое больше, чем на прошлом авиасалоне. И мы рады, что многие наши резиденты уже находятся на более взрослой стадии становления, что появляются новые компании», — подчеркнул аналитик кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда Иван Косенков.
 
Наряду с космическими аппаратами, моделями парапланов и двигателей нового поколения внимание зрителей привлекают новейшие беспилотные летательные аппараты (БПЛА): их популярность с каждым годом растет, а стоимость такой аэрофотосъемки снижается за счет развития технологий и внедрения новых материалов.

Как рассказали «Газете.Ru» на стенде компании «Съемка с воздуха», этому направлению повышенное внимание уделяют технические вузы: если раньше студентов-инженеров на практику привлекали для сборки таких аппаратов, то теперь все более популярным становится обучающая программа для операторов БПЛА. Беспилотники активно используются также в мониторинге перевозки грузов, обследовании территорий. Идея, реализация и сборка таких беспилотников полностью российская. Оборудование — российского и китайского производства, а двигатели – чешские. Дальность полета БПЛА россиян достигает 100 км. Компания работает с конструкторскими бюро, которые делают такие аппараты под заказ.

«У нас проходят практику студенты МАИ», — сообщили сотрудники компании. Для студентов разработан учебный БПЛА «GeoDrone L», который содержит в себе необходимые методики и инструкции для включения его в состав образовательных программ дополнительного образования в вузах. Оператор беспилотного воздушного судна включен в программу Агентства стратегических инициатив по развитию профессий будущего.

Для исследования морских и прибрежных территорий разработана система SkyRod, позволяющая малому палубному беспилотнику приземляться на любые, в том числе маломерные, суда. Комплекс может применяться для научных исследований, для экологического мониторинга, проведения поисково-спасательных операций. Время полета такого аппарата составляет, в зависимости от схемы энерговооруженности и способа запуска, от 1,5 до 5 часов с полезной нагрузкой до 2 кг.

КБ «Авиаспорт» представила на авиасалоне свой макет пилотажно-спортивного самолета, который легче своих зарубежных аналогов за счет использованию современных материалов. Весить такой планер будет 750 кг, с учетом двигателя и пассажира.

«Здесь применяются новейшие конструкторско-технические решения, титан, полимерно-композитные материалы, что позволило разработать более легкий и маневренный аппарат», — рассказали «Газете.Ru» на стенде «Авиаспорта». Такой самолет сможет развивать скорость до 320-335 км/час и пролетать расстояния свыше 1000 км. Проект проходил защиту при участии конструкторского бюро «Сухого» и КБ им. Яковлева. Опытный самолет планируется изготовить в течение ближайших полутора лет и на следующий МАКС разработчики могут уже привезти натурную модель. Пока над стендом висит макет ярко-красного спортивного самолета.

«Датадванс» представила программный комплекс для предсказательного моделирования, основанного на данных, и многодисциплинарной оптимизации для автоматизации процессов проектирования сложных инженерных изделий. Платформа pSeven позволяет контролировать данные, полученные из различных источников, и предоставляет широкие возможности для их исследования, включая различные инструменты визуализации и статистики, а также набор специализированных инструментов для анализа моделей.

По заверению разработчиков, PSeven позволяет одинаково эффективно решать задачи оптимизации как с быстрыми аналитическими моделями, так и с ресурсоемким численным моделированием физических процессов. Такой комплекс использовался при расчетах конфигурации семейства из трех самолетов Airbus на этапе концептуального проектирования для минимизации последующих доработок и затрат. Это позволило на 5% увеличить производительность и на 20% снизить время проектирования.

Еще одной российской разработкой стало адаптивное крыло новой формации, представленное на стенде «Эй-Эс-Ви Технологии» (ASV-Tech), которая, в частности, разрабатывает аэродинамические поверхности с адаптивным профилем новой формации. Технология позволяет повысить эксплуатационные характеристики летательного аппарата любого типа – от беспилотников до пассажирских самолетов – за счет новой системы выдуха воздуха и изменения существующей модели закрылок. Применение этой технологии позволит значительно увеличить коэффициент подъемной силы летательных аппаратов, заверили представители компании-разработчика.

На стенде Научно-производственного объединения «Радиотехнические системы» и его дочерней компании «Курсир» можно увидеть анализатор сигналов навигации и посадки АСПН-1, мультимедийную презентацию и 3D-модели оборудования, разработанного материнской компанией – НПО «РТС». Здесь также представлена система посадки ILS 734 с дальномерным радиомаяком DME 734 и инновационные разработки в области аэронавигации.

«Участие резидентов «Сколково» в МАКС-2017 было очень успешным: было подписано соглашение с Российскими космическими системами (РКС) о поддержке малых компаний, мы надеемся, что РКС, которая уже стала спонсором одной из компаний – резидентов «Сколково», будет и дальше поддерживать разработку продуктов и услуг с использованием достижений для космической техники», — заключил Косенков.