Кризис вгоняет в фриланс

Из-за кризиса россияне все чаще ищут дополнительный заработок на фрилансе

Анастасия Евтушенко
Shutterstock
В условиях экономического кризиса россияне все чаще ищут возможность дополнительного заработка. В интернете растет спрос на копирайтеров и веб-дизайнеров, становятся актуальными профессионалы в «прокачивании» персонажей в онлайн-играх. «Газета.Ru» выяснила у популярных сервисов, как люди пытаются монетизировать свободное время в интернете.

Фрилансерами все чаще становятся далеко не безработные люди — в нынешних экономических условиях все актуальнее вопрос дополнительного заработка.

Как рассказывает Денис Кутергин, сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com, по сравнению с прошлым годом база людей, готовых взяться за разовые задания, выросла более чем в три раза.

Согласно недавним исследованиям сервиса YouDo, 44,1% фрилансеров имеют одно место работы или несколько, а более половины всех респондентов (52,7%) относят себя к трудоустроенным специалистам или владельцам бизнеса.

Приток исполнителей во время кризиса заметили и на онлайн-бирже «МогуЗа»: с июня прошлого года число регистраций увеличилось почти на 90%.

На популярность разовой работы, которую можно найти в интернете, влияет в том числе и возможность заработать деньги, не имея большого опыта или высшего образования. Нередко в дело идут творческие способности и умение работать руками.

На сайте YouDo лидирующие позиции занимают задания, связанные с бытовым ремонтом: они составляют четверть всей интернет-биржи. Так, пользователи сервиса активно размещают предложения выполнить работу, связанную с установкой кондиционеров, починкой старой мебели или же полного ремонта комнаты. Судя по популярности данных услуг, заказчики все чаще предпочитают обращаться не к профессиональным конторам, а к отдельным людям, которые готовы за меньшую цену единожды выполнить работу и получить за нее желаемую оценку для рейтинга.

Помимо чисто физического труда среди желающих заказать услугу в интернете востребованы дизайнерские навыки.

К примеру, на бирже «МогуЗа» наиболее активно растут услуги по созданию цифровых портретов (14% от выручки сервиса), разработке компьютерной графики (13% от выручки), созданию логотипов и фирменного стиля (10%). Кроме того, в сервисе подчеркивают —

активность заказчиков значительно возрастает в праздники: традиционным подаркам они предпочитают цифровые, например, портрет, нарисованный художником, шарж или особенно оформленный аватар.

Средний чек на бирже «МогуЗа» составляет 300–350 рублей, что в большинстве случаев на порядок меньше, чем траты на реальные презенты.

Отдельную нишу занимают разовые вакансии, которые вряд ли когда-нибудь попадут в список реальных работ. Среди них — составление личных гороскопов, дизайн индивидуальных татуировок, помощь в ранних утренних подъемах, сочинение стихотворных признаний в любви по индивидуальному техническому заданию.

Люди готовы заработать на «прокачивании» персонажей в сетевых играх, например Point Blank, World Of Tanks, WOW или DotA.

Такие типы услуг не теряют своей актуальности — опытные геймеры могут одновременно заниматься любимым делом с пользой для кошелька. За доведение персонажа до нужной кондиции исполнители просят в среднем от 100 до 300 рублей.

В качестве дополнительного заработка (причем скорее удастся заработать на «мелочь для души», нежели реальные деньги) можно браться и за самые нелепые задания: принести попкорн депрессивной девушке, вымыть злого кота, нарисовать за влюбленного признание на асфальте или сыграть роль парня на ужине с мамой «невесты».

Предложения помочь в бытовом плане в духе добрососедства начинают набирать популярность среди пользователей социальных сетей. В Facebook растет число групп, часто закрытых, где друзья друзей предлагают за небольшую плату собрать шкаф, приготовить торт или сделать праздничную прическу.

Немалую долю занимают услуги клининга. На YouDo это поле исполнителей занимает около 10% от всей биржи.

И если раньше вакансия уборщика была характерна для людей с низким заработком, то сейчас помочь в приведении квартиры в порядок готовы многие, вне зависимости от образования и наличия основной работы.

За разовую генеральную уборку заказчики готовы в среднем заплатить около 3 тыс. рублей за несколько часов работы.

Приток желающих заняться клининговыми услугами заметили и представители популярного стартапа Qlean. Если раньше сервис, предлагающий разовую или регулярную уборку квартир, рассчитывал в плане кадров в основном на малоимущих, то сейчас заметна совсем другая тенденция — дополнительный заработок интересует многих москвичей.

«Мы наблюдаем большой поток людей, которые хотят работать уборщиками и уборщицами и быть подключенными к нашей системе. Такого вала заявок не было очень давно. Рост в среднем в два раза больше на входящем потоке, чем в ноябре», — рассказывает директор по маркетингу Qlean Роман Кумар Виас.

В целом онлайн-сервисы, так или иначе связанные с предоставлением вакансий для дополнительного заработка, соглашаются в одном: ощутимый кризис положительно сказывается на их развитии. Исполнители, которые ищут новые способы заработать, готовы находить применение своим хобби и взяться за любой физический труд.