Треть россиян в течение последних месяцев приняли решение открыть свое дело

Freepik

Образовательная платформа Skillbox (входит в экосистему VK) и социальная сеть TenСhat провели совместное исследование с целью выяснить интерес россиян к предпринимательской деятельности. Аналитика показала, что больше трети респондентов в течение весны и лета текущего года приняли решение открыть собственное дело, а еще 13% — уже в процессе запуска бизнеса.

Результаты исследования есть в распоряжении «Газеты.Ru».

Согласно данным опроса, 34% респондентов в течение весны и лета этого года приняли решение открыть собственный бизнес, еще 13% — уже на разных стадиях запуска своего дела. Респонденты решили открывать компании в сфере IT — 18,5%, торговли, в том числе на маркетплейсах — 17,4%, в маркетинговых коммуникациях — 17,1%, в пищевом производстве — 16%, в дизайне — 13,1%, и 9% — в легкой промышленности.

56,8% считают, что собственное дело дает более привлекательные возможности заработка, чем работа в найме. Несмотря на отсутствие гарантий дохода, участники опроса настроены оптимистично: так, 38,3% аргументируют свое желание запустить бизнес новыми возможностями — респонденты отмечают появившиеся на рынке перспективные ниши. 4,9% решились пойти в предпринимательство после сокращения или увольнения.

При этом в качестве барьера для того, чтобы начать свой бизнес, 59,7% опрошенных отмечают недостаток знаний в области ведения бизнеса и управления своим делом, а 25,9% из отмечающих препятствия не знают, как вести бухгалтерию и документооборот. Еще 10% говорят о недостатке прикладных знаний и задумываются о дополнительном образовании в выбранной сфере. 39,3% начинающих предпринимателей планируют восполнять пробелы в знаниях с помощью индивидуальных экспертных консультаций, 32% — уже в процессе ведения бизнеса, а 26,2% опрошенных отметили, что будут проходить дополнительное обучение.

«Все страхи, с которыми сталкиваются будущие предприниматели в нестабильное время, только обостряются. И сейчас особенно важно найти поддержку в ресурсах, в людях. Без дополнительных знаний вчерашнему наемному сотруднику сложно понять, например, как контролировать финансы, оценивать риски, вести бухгалтерию. И если раньше эту функцию, даже во время старта бизнеса, можно было делегировать финансовому менеджеру, то сегодня, в период оптимизации ресурсов, собственники стремятся самостоятельно разобраться в частных вопросах»,— комментирует руководитель направления «Управление» Skillbox Кирилл Прудников.

Респонденты отмечают, что определяющее значение в успехе компании зависит от выбора инвестора (58,5%), партнеров (47,2%), ответственных подрядчиков (30,2%), сотрудников (20,8%) и грамотного ментора (15,1%) — вопрос предполагал несколько вариантов ответа. Ожидаемо, что самых важных участников бизнес-процессов — инвесторов и партнеров — предпринимателям сегодня сложнее всего найти. Трудозатратность поиска этих контактов отметили 58,5% и 37,2% соответственно.

Респонденты чаще против того, чтобы открывать бизнес вместе с близкими и реже предпочитают с их помощью искать деловые контакты. Так, 57,1% приняли решение открывать компанию с независимым партнером, и 43,9% уверены, что друзья или родственники — самые надежные партнеры для бизнеса. Для поиска нужных контактов при запуске бизнеса опрошенные чаще всего планируют прибегать к социальным сетям (41%), к контактам бывших коллег (27%), к дружеским и семейным связям (23%). Также респонденты предпочитают искать контакты на специализированных форумах (20,4%), на профильных мероприятиях (15%) и на курсах по управлению (14,6%). Вопрос предполагал несколько вариантов ответа.

«Главные факторы роста количества планирующих начать собственное дело — освобождение перспективных для малого и среднего бизнеса ниш и возможности для создания импортозамещающих проектов. Так, заинтересованное в развитии предпринимательства комьюнити будет только увеличиваться — поэтому внутри него прогрессирует взаимодействие и упрощается поиск новых контактов для начала собственного дела — от стратегических партнеров и инвесторов до подрядчиков и первых потенциальных клиентов», — прокомментировал Семен Теняев, основатель социальной сети TenChat.

Среди тех, кто не готов открывать свой бизнес (53% опрошенных), в качестве барьеров чаще всего (27,9%) называли отсутствие первоначального капитала и понимания, как найти инвестора. Почти столько же респондентов (27,5%) на сегодняшний день видят больше стабильности в работе в найме. 24% не запускают свое дело, так как не считают себя достаточно компетентными в управлении, и еще 20,6% опасаются потерпеть фиаско.

Ранее сообщалось, что большая часть россиян не испытывают дискомфорта из-за ухода иностранных брендов.