Интуиция, которая спасает жизни

Соцработники — невоспетые герои периода пандемии коронавируса

Оксана Будакова, директор ТЦСО Из личного архива
Cпециалисты соцзащиты в Москве сейчас сталкиваются с самыми неожиданными ситуациями. Иногда всё происходит, на первый взгляд, вполне буднично - и только опыт соцработника может подсказать, что необходимо немедленно действовать.

Именно благодаря интуиции у сотрудника Территориального центра соцобслуживания «Алексеевский» появилось ощущение, что бабушке, с которой она пообщалась несколько часов назад, нужна помощь.

«Соцработник была у своей подопечной, пожилой одинокой женщины, и обратила внимание, что с ней что-то не так, - рассказывает директор «Алексеевского» Оксана Будакова. - Даже не очень понятно, что именно «не так»: просто почувствовала что-то странное, какую-то вялость у неё. И решила, уже уйдя с того адреса, вечером, на всякий случай позвонить ей, хотя и не обязана была это делать. На звонок никто не отвечал. У нас есть правила поведения в таких ситуациях. Мы вызвали скорую, МЧС, приехали туда. И оказалось, очень вовремя. Женщина лежала на полу - упала, видимо от скачка давления, и не могла подняться. К счастью, обошлось без переломов. Но если бы не звонок соцработника, всё могло бы кончиться печально».

Пересыпкина Наталья, социальный работник ГБУ ТЦСО «Алексеевский» Из личного архива

Около тысячи человек «надомников» - состоящих на надомном обслуживании Территориального центра соцобслуживания, плюс новые адреса - ежедневно от двадцати до пятидесяти - которые добавляются сейчас, в период, когда Центру каждый день поступают заявки от горячей линии социального комплекса Москвы и горячей линии ТЦСО. Все это - на плечах 45 социальных работников и группы сотрудников из других подразделений соцзащиты (ОСКАД, срочная помощь, реабилитация), которые сейчас прикреплены к ТЦСО «Алексеевский».

Сколько еще будет продолжаться режим изоляции? Когда это все закончится? Вот, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают социальным работникам.

Точного ответа они не знают, но всегда стараются приободрить, поддержать, пусть даже короткой дежурной фразой, - общение с подопечными у соцработников сейчас всегда бесконтактное, быстрое, на дистанции и с обязательным использованием масок и других средств защиты.

«Нашим одиноким бабушкам и дедушкам сейчас больше всего не хватает живого общения. Мы стараемся поддержать их хотя бы по телефону - выслушиваем все переживания, сомнения, стараемся обнадёжить», - говорит директор «Алексеевского».

А позвонить подопечные могут с самыми неожиданными просьбами. Недавно один мужчина устроил переполох, отправил соцработника за какими-то якобы крайне важными лекарствами, - а оказалось, что это просто аскорбинка. Бывает, приходится вступать и в вовсе «непрофильные», на первый взгляд, ситуации. Например, подопечный не может дозвониться до своего родственника, живущего в другом районе города. Соцработники едут туда, звонят в дверь, отходят на безопасное расстояние - ну а кто еще поедет, если не они?

«В таких ситуациях надо быть человечным, - улыбается Оксана Будакова. - Сейчас даже молодежь в напряжении, а представляете, как реагируют пожилые? Внуков не повидаешь, привычный уклад поменялся».

Работа у сотрудников «Алексеевского» напряженная не только физически - прежде всего, эмоционально. «Мысли в порядок приходят только ночью», - смеётся руководитель ТЦСО. И признаётся, что за последние полтора месяца все подчиненные проявили себя как настоящие профессионалы, все были на своих местах, все показали настоящие лица.

«Мы все работаем сейчас на расстоянии, традиционные совещания с заведующими филиалов перешли в онлайн, - говорит Будакова. — Соцработников вижу намного реже, но всегда говорю: давайте уж дождемся - а там обязательно всех лично расцелую, всем руку пожму!».