«Мне понравилось, что Трамп не плакал»

Как жители Техаса справляются с последствиями урагана «Харви»

Ольга Виттингтон (Хьюстон, США)
Эвакуация из одного из западных районов Хьюстона, Техас, 30 августа 2017 года Carlo Allegri/Reuters
Американский штат Техас с трудом справляется с последствиями разрушительного урагана «Харви», который и сам по себе нанес огромный ущерб, а еще и вызвал тропический шторм, затопивший город Хьюстон. Местная жительница Ольга Вит, эмигрантка из России, рассказала «Газете.Ru», как проходят «ураганные вечеринки», почему для жителей штата погибнуть вне дома — большая честь, и чем не понравились техасским СМИ каблуки Меланьи Трамп.

Проснулась рано утром, уже рассвело, выбежала на улицу: тишина, солнце и почему-то огромное количество стрекоз! Но главное — ослепительное техасское солнце наконец-то осушило мою залитую водой улицу. Закончилось мое четырехдневное заточение! Мне повезло, наша улица была затоплена всего лишь по колено. Вода подступала к строениям, но сами дома не залила, электричество не отключали.

За все время в Техасе я пережила четыре урагана, как с женскими, так и мужскими именами, которые им по традиции дают в США. Ураган «Катрина» 2005 года, с которым сейчас все сравнивают ураган «Харви», не затронул Техас. Хотя я очень хорошо запомнила людей, эвакуированных из Нового Орлеана, машины с надписью на бортах «Спасибо, Техас!» и страшные картины наводнения в Луизиане.

Во время урагана «Рита» в сентябре 2005 года была объявлена обязательная эвакуация, и мы с мужем провели сутки в дороге, направляясь к его 90-летней маме в штат Миссисипи. Нам повезло, так как мой муж выбрал маршрут, отличный от всего трехмиллионного потока машин из Хьюстона, так что мы лично не стояли днями в пробках. Но

когда я увидела этот кошмар на дорогах штата, то сказала себе, что буду эвакуироваться только при условии урагана пятой категории, эпицентр которого будет проходить над моим домом.

Следующий ураган — «Айк» в 2008 году — был ураганом третьей категории, эпицентр его проходил как раз над моим домом, и это был непрерывный кошмар над головой в течение пяти часов. Представьте себе, что вы стоите рядом с работающим реактивным двигателем, на вас льются потоки воды, а рядом с треском падают деревья. Наводнения не было, мой двухэтажный кирпичный дом устоял, но были повреждены все деревянные дома, трейлеры, строения на берегу Мексиканского залива. Впрочем, Хьюстон быстро справился с его последствиями.

«Харви» начинался как обычный шторм, которому вначале предсказывали первую-вторую категорию, но вдруг в течение нескольких дней он набрал силу и «приземлился» 25 августа ночью на юге Техаса разрушительным ураганом четвертой категории. Техасцы привыкли к ураганам, наводнениям и другим стихийным бедствиям, поэтому была организована обязательная эвакуация в небольшом городке, который должен был оказаться в эпицентре урагана, а Хьюстон стал ждать наводнения.

Моя улица — тупиковая. В домах по соседству живет американский средний класс: владелец небольшого строительного бизнеса, медсестра, доктор, менеджер, пожарный, клерк, в общем, простые добрые приветливые люди. Очень много детей 6-12 лет. Мы с соседями хорошо знаем друг друга.

Наша территория не относится к землям, где нужно обязательное страхование от наводнения (страховка стоит примерно $300-400 в год).

Известно, что наш главный город Хьюстон имеет два официальных названия Space City («космический город») и Bayou City («город протоков, стариц»), и второе название подразумевает, что город окружен водой в виде многочисленных рек, речушек и озер. Даже при маленьких наводнениях протоки, реки и озера переполняются и начинаются наводнения — это обычная для техасцев ситуация. Но у нас в Хьюстоне, в отличие от других городов, еще и практически нет подвальных помещений. Ты и так почти на уровне моря, подвал либо моментально зальет водой, либо это должны быть настоящие бетонные катакомбы.

В отношении стихийных бедствий у нас инструкции следующие: слушать местных руководителей. Все программы, радиостанции передают новости и решения штата. Потом начинается личных обход полицейских в твоем районе, не узнать об инструкциях невозможно. Кроме того, американцы — просто законопослушные люди, что я, например, особенно заметила при эвакуации во время «Риты». Наконец, на сотовый телефон идет alert — экстренное предупреждение от местных служб.

В то же время есть люди, рассчитывающие только на себя, и особенно много их в Техасе.

Существует частная собственность, и люди будут ее защищать, что от урагана, что от врагов, что от правительства. Но помощь при этом возьмут, так как они платят налоги.

В принципе, они правы, так как ураган к тому времени уже ушел, и если ничего не угрожает жизни (в доме есть второй этаж, где можно укрыться, в наличии питьевая вода, еда), оставаясь на месте, легче сохранить дом, просушить его. Помощь в любом случае идет, а так можно спасти свои вещи, которые в противном случае можно потерять из-за воды. Поэтому на моей улице, кроме моего лучшего друга Боба и семьи пожарного, который был поднят по тревоге, никто не уехал из своих домов.

Первая ночь урагана прошла обычно: сверкали молнии, удары грома, ливень. Улица наполнилась водой и днем в короткие промежутки без дождя дети выскакивали из домов, барахтались в воде, как в речке. К вечеру вода не ушла, а все прибывала.

К моему соседу-строителю приехали друзья на большущих грузовиках и устроили в гараже Hurricane Party (ураганную вечеринку). Такие вечеринки очень распространены в преддверии непогоды. Например, во время «Айка» я устраивала ее для моего мужа и друга Боба.

Американцы не аскеты, и пьют, особенно пиво, в неимоверных количествах. Рецепт обычно прост: скинуться по $20 (на это организовывается еда — барбекю или морепродукты, а также покупается пиво), более крепкое спиртное принести с собой, но главное — позвать всех жителей квартала.

Я смотрела новости, которые сообщали, что Хьюстон заливает, а объем осадков за один день достигает 50-60 см, выступали наш мэр, губернатор штата, шеф полиции. В США ответственным лицом при всех стихийных бедствиях является губернатор штата Грэг Аббот — республиканец, консерватор, я с ним встречалась на нашем республиканском съезде в Далласе. Это внимательный, приветливый, но чувствуется, что очень жесткий человек.

Техас — республиканский штат, но мэр Хьюстона — демократ, обычное явление в городах, где сосредоточена научная, артистическая элита.

Власти организовывали всю работу по спасению людей, но самыми главными героями стали простые техасцы, помогающие друг другу, люди из других штатов, привозившие на грузовиках-траках лодки и спасающие людей в затопляемых территориях.

«Харви» вызвал катастрофическое наводнение, за четыре дня выпало около метра осадков, под водой оказались дома и территории, прежде никогда не попадавшие в зоны затопления. Губернатор определил примерный размер убытков — $120 млрд, около 200 тыс. человек уже обратились за помощью к государству.

Самым главным было спасение людей, и с задачей Техас справился. Пока, по официальным данным, жертвами «Харви» в штате стал 21 человек. В основном, люди погибли в машинах, которых уносило потоком, или попав на большую глубину на дороге. Так, например, погиб хьюстонский 60-летний полицейский, о котором шеф полиции мог говорить, едва сдерживая слезы. В Техасе с ковбойских времен существует поговорка, что настоящий мужчина умирает «with their boots on» (в сапогах), что означает «не дома в теплой постели». Так расстался со своей жизнью во время урагана Харви техасский полицейский.

Мы, техасцы, отличаемся смелостью, благородством, отвагой, иногда — безрассудностью, чувством юмора.

На затопляемых территориях появлялись надписи на столбах — предупреждение ворам «Drunk and armed» («Пьян и вооружен»).

Случаев краж и воровства в Хьюстоне практически не было. Шериф предупредил всех любителей чужого добра, мол, поймаем и посадим вас на долгий срок, да и полицейские не только спасали, но и патрулировали улицы города, защищая дома от мародеров.

Во вторник, 29 августа, прилетел президент Трамп и первая леди Меланья. Он побывал в месте, где был эпицентр урагана и в столице штата Остине, оказал не на словах, а на деле поддержку штату в виде выделения всей необходимой помощи со стороны федерального правительства. Президент показал, насколько организована помощь в Техасе, как самоотверженно работают люди на всех уровнях, сказав, что штат превосходно справляется «Харви», обещал оказать и вынести в Конгресс закон о помощи Техасу в ликвидации последствий урагана. Губернатор штата Аббот высоко оценил поддержку Трампа и федерального правительства.

Пресса, которая на время забыла об истерии по поводу русской темы, успела обсудить высокие каблуки первой леди, в которых она вышла из Белого дома. Писали, что, мол, как ей не стыдно ходить по месту бедствия в такой обуви. Впрочем, на техасскую землю она ступила уже в белых кроссовках. Трампа пресса обвиняла в отсутствии сочувствия к техасцам, поставив ему в вину, что он не обнял их правильным образом, не плакал, говоря о бедствии. Я помню, как плакала губернатор Луизианы во время «Катрины», когда трупы плавали по улицам Нового Орлеана. Во время урагана «Катрина» погибло 1833 человека, 1577 в Луизиане. Но мне понравилось, что Трамп не плакал. Один из моих любимых американских президентов Рональд Рейган тоже не плакал, и его все равно обожала вся Америка.