Йо-хо-хо без бутылки рома

Почему запрет на ТВ сцен с распитием алкоголя не пройдет в Госдуме

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975) Мосфильм
Центр разработки национальной алкогольной политики (ЦРНАП) предложил запретить любую демонстрацию распития алкоголя по телевизору с 6 до 23 часов. По мнению авторов законопроекта, демонстрация употребления алкоголя на телеэкране является скрытой рекламой нездорового образа жизни и стимулирует зрителей к потреблению спиртных напитков.

В России предлагают ввести запрет на показ по ТВ распития алкоголя, кроме периода с 23.00 до 6.00. Соответствующую инициативу выдвинули в Центре разработки национальной алкогольной политики. По данным RT, под инициативу попадают «теле-, видео-, кинопрограммы, документальные и художественные фильмы», которые транслируются по телевидению в дневное время.

«Мы садимся вечером с детьми смотреть кино, а там взрослые выпивают. Причем как плохие, так и хорошие герои. Ребенок начинает воспринимать это как норму. Сложно ему потом объяснить, что употреблять алкоголь вредно. Поэтому

нужно запретить показывать распитие спиртного в то время, когда телевизор смотрят дети», — считают авторы предложения.

15 мая ЦРНАП направил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой поручить Роскомнадзору, Минздраву, ФАС и Минюсту рассмотреть и оценить законопроект. После этого документ планируют направить на рассмотрение в комитет Госдумы по охране здоровья. Эксперты из ЦРНАП ожидают, что инициатива дополнит статью 4 федерального закона «О средствах массовой информации».

Руководитель ЦРНАП Павел Шапкин считает, что в любых фильмах и передачах, которые показывают по телевизору с 6 до 23 часов, все сцены употребления алкоголя нужно вырезать «либо в определенный момент экран должен закрываться». Контроль за исполнением закона Шапкин хочет передать юридическим отделам телекомпаний, ФАС и Роскомнадзору. Режиссеры фильмов должны будут учитывать закон еще на стадии производства и заранее исключать из своих лент сцены распития алкоголя, полагает Шапкин.

Планируется, что в первое время наказанием за показ употребления спиртного станет предупреждение, «а затем ответственность должна усиливаться, к 2020 году она должна быть внушительной», — цитирует Шапкина РБК.

В ЦРНАП ожидают, что благодаря новым ограничениям уровень потребления алкоголя в стране к 2020 году снизится на 55%. Эта же цифра заявлена в Концепции реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма, которая была принята правительством РФ в 2009 году. Одной из мер по борьбе с алкоголизмом является «ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание».

По мнению экспертов ЦРНАП, любая демонстрация на телеэкране употребления спиртных напитков является скрытой рекламой. Однако креативный директор Центра рекламных исследований Grand Prix Владимир Вайнер считает, что

к рекламе спиртных напитков не относится «упоминание алкоголя в художественных произведениях», поскольку «реклама — это систематическое повторение объявления».

Поддержал законопроект член Общественной палаты, руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев: «Безусловно, любая реклама, демонстрация, стимулирует потребление. Инициатива должна быть поддержана». В то же время Хамзаев уверен, что в Государственной думе существует «серьезное алкогольное лобби» и поэтому «такой закон, по его словам, потерпит крах».

Первый зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал считает инициативу нереализуемой, во всяком случае в отношении фильмов. «Я думаю, что вряд ли можно убрать из фильмов, из каких-то передач целевых такой факт (потребление алкоголя)», — передает слова чиновника РИА «Новости». Фургал подчеркнул, что

нельзя допускать по телевидению рекламу и пропаганду алкоголя, но вырезать такие сцены из фильмов невозможно: «Если это художественный замысел, можно просто писать предупреждение, что в передаче есть алкоголь, который вредит вашему здоровью».

Телепродюсер и исполнительный директор Международной академии телевидения и радио Сергей Ерофеев считает, что инициатива не только приведет к большим затратам телекомпаний, но и может спровоцировать дополнительный интерес зрителей к теме алкоголя. «Придется нанимать литературного редактора, а также видеоредакторов, которые будут вырезать или перекрывать неугодные кадры. Это дополнительная работа. Кто ее будет оплачивать? Вещатель», — рассказал Ерофеев.

Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил журналистам, что Кремль никак не комментирует инициативу общественников из ЦРНАП.

Отметим, что с 23 июля 2012 года в России действует запрет на рекламу алкоголя в интернете и на телевидении, при этом разрешена реклама отечественного вина и шампанского на радио и телевидении с 23.00 до 7.00.