В Нью-Йорке продают протест

Ярмарка современного искусства Frieze проходит в Нью-Йорке

Mark Blower. Courtesy of Mark Blower/Frieze
В Нью-Йорке стартовала ярмарка современного искусства: с 5 по 7 мая крупнейшие галереи всего мира продают в неофициальной столице США произведения современного искусства. «Газета.Ru» — о том, какой новый тренд подхватил арт-рынок.

Frieze Week славится тем, что на ней торгуют работами самых успешных современных художников. Однако за такое искусство придется отдать больше денег, чем заработает среднестатистический рабочий США за всю свою жизнь, — это делает Frieze Week одной из самых дорогих ярмарок мира. С 2003 года Frieze ежегодно проводится в Лондоне — в календаре мероприятий это одно из самых модных событий британской столицы. В 2014-м свою ярмарку стали проводить и в США: Нью-Йорк для рынка современного искусства не менее важен, чем Лондон.

В этом году ярмарка проходит на фоне тревожных событий: победа Трампа, Brexit, рост националистических настроений в Европе, непредсказуемый результат выборов во Франции — из-за всего этого обстановка в мире накаляется, мода и искусство начинают испытывать все больший интерес к темам протеста, восстаний, революции.

Сотни художников, скульпторов и прочих творцов съезжаются в Нью-Йорк в надежде сказать свое «Нет!» на языке искусства.

Некоторые галереи балансируют на тонкой грани между политикой и искусством, уделяя особое внимание острым социально-политическим проблемам в своих работах и концепции выставки в целом: это может быть отражено даже отсутствием мужских уборных в галерее. Другие в это же время демонстрируют своими работами открытый протест, который можно проследить в работах Мартина Вонга, Дэвида Войнаровича и Антона ван Далена, инсталляция которой представляет собой автомобиль-курятник, напоминающий сгоревшие брошенные машины. Галерея Maureen Paley из Лондона показывает работы Вольфганга Тиллманса, активно выступающего против Brexit.

Для мира современного искусства ярмарки, на которые съезжаются продавцы и покупатели, чрезвычайно важны. Они отражают тот путь, по которому движется современная культура. Но теперь это не просто площадка для купли-продажи и поиска славы: возможность свободы самовыражения сегодня выходит на первый план. В последнее время покупатели на данном рынке хоть и не пропали совсем, но стали менее активны.

Однако это делает арт-рынок только серьезнее, поскольку покупатели тщательнее обдумывают свои решения.

Выбор у покупателей есть. На стенде известной швейцарской галереи Galerie Gmurzynska, оформленном французским дизайнером Александром де Бетак, представлены работы художников, в числе которых Фернан Леже, Курт Швиттерс и Роберт Индиана. Стоимость таких произведений современного искусства составит от $300 тыс. до $5 млн.

Axel Vervoordt Gallery представит работы японского авангардиста Масатоши Масанобу, участника художественного направления под названием «Гутай» (от японского «конкретность»). Цены на работы Масанобу начинаются от $40 тыс., что сравнительно мало, поскольку искусство равных авангардисту Масанобу регулярно продаются за миллионы долларов.

«Мы все еще находимся на начальной стадии работы нового правительства, поэтому сложно сказать, как новая политика и реформы повлияют на арт-рынок, однако, несмотря на некоторые политические сложности, он существует в весьма комфортных условиях», — комментирует в беседе с Bloomberg современную ситуацию на американском арт-рынке Адам Шеффер, партнер Cheim & Read.

Мир моды также берет на вооружение тактику протеста. О том, что дизайнеры один за другим отказывались одевать первую леди, «Газета.Ru» писала , и не раз. Теперь дизайнеры создают целые коллекции, отражающее отношение модельеров к правительству. Например, стоит взглянуть на коллекцию бренда Opening Ceremony, которая представлена худи и футболками с провокационными надписями DEFY, FIGHT, PROTEST, ACT, UNITE и CHANGE.

«Это язык, отражающий сущность того, что значит быть Америкой» — так прокомментировали свою новую коллекцию представители бренда в Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена).

Еще одним ярким примером политизированной моды является показ коллекции Fall 2017 Роберта Джеймса. Юноши вышли на подиум в камуфляжных куртках, укутанные в шарфы и шапки, они несли объемные рюкзаки за спиной, что во многом делало моделей похожими на участников акции протеста. Но все сомнения по поводу тематики коллекции развеяли таблички в руках, на которых красовались провокационные надписи, такие как «Refugees Welcome», «Fight Fascism»,«Bridges Not Walls», обращенные, как можно догадаться, к Дональду Трампу и его миграционной политике.