Власть или погода?

О загадке «Перевала Дятлова»

Кадр из сериала «Перевал Дятлова» Premier

Что скандалы вокруг фильмов ведут к увеличению внимания к ним со стороны широких масс, все давно поняли, и теперь за всяким инцидентом чудится преднамеренность маркетинговых усилий. Сериал «Перевал Дятлова», который нынче показывает телевизионный канал ТНТ, вызвал недовольство родственников.

Они подают в суд, проект создавался без их согласия, родственники погибших не давали разрешения на использование имен — об этом сообщали заголовки новостей СМИ в начале недели. Потом выяснилось, что канал готовит встречный иск к адвокату, заявившему о претензиях. Что согласие родни есть, а поступков, порочащих репутацию погибших 60 лет назад молодых людей, сериал не показывает. Да и вообще это жанровое произведение, к которому какие вопросы.

Адвокат взял свое заявление назад, события не получилось, сейчас уже показали половину из 8 серий, публика обсуждает качество кино, а не соответствие фактов и вымысла.

Ну и правильно — в эпоху социальных сетей и постоянного нарушения приватности странно обсуждать возможность вольной интерпретации исторически отдаленных событий. Даже про Дзюбу уже забыли, хотя, казалось бы, — вот где границы личного были просто сметены безо всякого согласия со стороны участника.

Старомодные правила вроде запрета на чтение чужих писем сегодня не работают — кто будет задумываться о приличиях, если публичная сфера пестрит пикантными подробностями личной жизни любого мало-мальски заметного лица.

Конкурировать с телешоу, обмывающим косточки знаменитым и не очень соотечественникам, бессмысленно. Чтобы сохранить приватность, право собственности «на имена, фамилии, внешность, характер, достоинства и недостатки, жизнь» (это цитата из интервью сестры Игоря Дятлова, заявившей, что она «категорически против того, чтобы беззастенчиво пользовались этой собственностью, тем более в коммерческих целях») — нужно полностью спрятаться. Сотри случайные посты, убей фотографии, не давай комментариев, не отвечай на звонки.

Но история с группой Дятлова все 60 лет разворачивалась совсем по иному сценарию.

Когда в феврале 1959 года стало известно, что группа из девяти туристов, отправившихся в лыжный поход, не вернулась в срок, даже родители спортсменов не сразу взволновались — эпоха без мобильных телефонов, люди взрослые, планы у всех свои. Но потом стало ясно, что участники похода пропали, и начались масштабные поиски. После обнаружения тел погибших было заведено уголовное дело. Велось следствие, которое уже в мае 1959 года пришло к выводу об отсутствии состава преступления, заявив, что «причиной гибели явилась стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии».

Этот вывод не устроил друзей и родственников, они не были готовы поверить в лавину, выгнавшую на мороз раздетых до белья туристов, и настаивали на техногенных причинах катастрофы. По сути, они обвиняли государство. По их версии, в районе ночевки проходили испытания секретного оружия, которые и стали причиной гибели, а дело прекращено по звонку сверху.

Но в СССР не было принято сомневаться вслух в официальных версиях, так что догадки и подозрения проникли в недра общества и там затаились.

Недоверие к информации, отсутствие прозрачности, обстановка секретности и привычка к двойным стандартам сделали свое дело. Гибель команды Дятлова стала символом непознаваемого зла.

Далее к этой тайне поэтапно присоединялись все конспирологи Советского Союза, объясняя трагическую гибель группы то нападением НЛО, то встречей с йети, то шпионскими происками, то магическими действиями коренного населения.

Особенно много версий связывали трагедию с секретной военной деятельностью: шли испытания химического оружия, группу приняли за диверсантов, отравили секретным газом, а потом вырезали язык одной из девушек за резкие слова в адрес представителей командования, забивших прикладом ее товарищей, спасшихся от ядовитых паров.

Каждая из примерно семи десятков версий обсуждалась, публиковались статьи, книги, как документальные, так и фикшн, разной степени убедительности документы, которые изготавливались в товарных количествах.

В 2000 году увлеченные поисками правды энтузиасты инициировали создание общественного Фонда памяти группы Дятлова. Главной целью стало добиться от государства нового расследования дела о гибели туристов. Этим занялся бывший полковник милиции, ныне адвокат Евгений Черноусов, тот самый, что заявлял сейчас об исках родственников к создателям сериала. Сил для привлечения общественного мнения было потрачено много. Но они добились!

В сентябре 2018 года прокуратура объявила о начале нового расследования. Журналистам предъявили подлинники дела, объяснив, что дело не было засекречено вплоть до 1974 года, когда оно было сдано в архив (да и тогда гриф появился якобы из-за одного документа, связанного с проверкой причастности к происшествию представителей манси).

Все это широко обсуждалось заинтересованной прессой. Через полгода представители прокуратуры сообщили об отсутствии несоответствий в уголовном деле 1959 года, что означает: решение по уголовному делу, которое было принято прокуратурой Свердловской области в прошлом веке, остается законным.

Однако нынешняя прокуратура Свердловской области продолжала проверять версии. Даже провели некий эксперимент, воссоздав условия, при которых погибли туристы, и убедились, что ничего невероятного там не происходило. Угроза лавины могла выгнать туристов из палатки полуголыми, а попытка вернуться обратно к вещам не удалась из-за плохой видимости — туристы скончались от холода и полученных при сошествии лавины травм.

В июле 2020 года представитель прокуратуры обнародовал результаты проверки. Но родственники ему не поверили. Версия о техногенной катастрофе, скрытой по указанию властей, кажется им более вероятной.

Адвокат Черноусов заявил, что проверка ничего не дала и его клиенты не удовлетворены.

Совершенно очевидно, что никакой точки в этом деле никогда поставлено не будет. Это обстоятельство и является главной причиной столь продолжительного интереса к обстоятельствам гибели группы. Загадочность происшествия и связь этой тайны с пугающей мощью военного по сути государства остается актуальной сегодня, как никогда — даже первые лица на наших глазах порой попадают под власть конспирологии и до сих пор озвучивают невероятные версии загадочных современных событий.

Надо отметить, что создатели сериала, вызвавшего новую волну внимания к гибели группы Дятлова, похоже, заинтересовались этой историей вовсе не из детективного интереса к «тайне века». Судя по первым четырем сериям, успешные продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишев («Эпидемия», «Полицейский с Рублевки», «Колл-центр») в своей дебютной режиссерской работе больше увлекались собственно кинематографическими задачами. Половина серий, те, что рассказывают о самой экспедиции — снята на пленку 16-мм и стилизована под советское кино 60-х. Другая половина, где речь идет о расследовании трагедии, которую ведет наделенный экстрасенсорными способностями майор КГБ, — под современный мистический нуар.

Сценарист Илья Куликов явно был озадачен подгонкой обстоятельств сюжета под эти визуальные характеристики, поэтому в нечетных сериях представлены максимально фантастические, неправдоподобно-макабрические обстоятельства. Тогда как во время просмотра четных, черно-белых, вспоминаются популярные советские диспуты про любовь или дружбу, верность и честность, лирические стихи и туристические песни. И даже появляется в коротком эпизоде отличник и спортсмен, студент строительного факультета Свердловского политеха Борис Ельцин, который в поход с Дятловым просился, но его не взяли.

Развязка сериала пока от публики скрыта, но могу предположить, что она тоже никого не устроит. Такая уж у этого события аура — оставаться неразрешимой загадкой.