Трампнаш

Александр Земляниченко/AP

Вот и закончилось главное политическое событие 2016 года в жизни российского народа — выборы президента США. Теперь российский телевизор расскажет нам, что выборы президента США выиграл Путин. Но почему россиянам вообще рассказывали об американских выборах гораздо больше, чем о российских? Почему впервые в российской истории (такого не было и в советской) наша пропаганда открыто агитировала за одного из кандидатов? Ведь если Россия такая ни от кого не зависимая и великая страна, как нам каждый день твердят из каждого утюга, какое нам, собственно, дело до того, кто там стал 45-м президентом Ю-Эс-Эй? Что он нам вообще может сделать? Зарплаты повысит? Дороги отремонтирует?

Подводить итоги американских выборов для нас с вами начну издалека. Но не из очень дальнего. Так получилось, что незадолго до американских выборов я немного путешествовал по нашей Владимирской области. По последним доступным данным, которые мне удалось найти, эта область занимает 27-е место среди российских регионов по уровню жизни. То есть не особо богатая, но две трети российских регионов живут еще беднее.

В городе Лакинске Владимирской области мое внимание привлек офис с вывеской Пробизнесбанка, из которого выходили живые люди. Прелесть этой картины состояла в том, что Пробизнесбанк лишился лицензии больше года назад, в августе 2015-го. Когда спустя минуту я увидел идущий по Лакинску автобус с рекламой Пробизнесбанка, мне стало казаться, что на город в 150 километрах от Москвы, причем прямо вдоль федеральной трассы М7, власть Банка России уже не распространяется.

Потом, насмотревшись вдоволь красот Суздаля, где вторым по распространенности языком надписей после русского является китайский, я решил посмотреть местную телевизионную рекламу. Главный телеканал области рекламировал преимущественно три вещи. Во-первых, скидку на памятники в 30% (без указания цены) — в Москве похороны прямо по телеканалам пока еще не продают. Во-вторых, какую-то фирму с названием «Мир кирпича… и еще чего-то там», где, соответственно, можно купить хорошие с точки зрения самой фирмы кирпичи. И, наконец, в-третьих, какой-то владимирский ресторан, где, как торжественно объявляла реклама бегущей строкой (на ролик с видео денег у заказчика, видимо, нет), «есть пейнтбол и лазертаг».

К этому стоит, пожалуй, добавить отсутствие хоть какого-то освещения практически на любых трассах во Владимирской области, которую я проехал процентов на восемьдесят.

И вот живут в такой условной Владимирской области такие среднестатистические россияне с широким набором возможностей: от кирпича и пейнтбола до надгробия с хорошей скидкой. Денег у них в последние годы становится все меньше. Причем даже у тех немногих, у кого в 2000-е их неожиданно стало немного больше. Кругом по факту уже зима. Темнеет быстро. На дорогах — хтонь. И только телевизор наполняет жизнь этих людей высшим смыслом. А смысл в том, что мы теперь не просто воюем с «ихней» Америкой, но еще и побеждаем ее.

Московский великий князь имени нашего областного центра поставил на княжение в Вашингтон своего князя Дональда — для владимирцев это вполне привычная история.

На думские выборы в 2016 году во Владимирской области пришло 38,41% избирателей, пять лет назад было 48,88%. Да разве могут сравниться эти наши думские выборы, эти скучные никому не известные депутаты с тем, как мы тут ярко выигрывали выборы президента США — практически каждый день в каждом телешоу, в каждом выпуске новостей. Да и у наших президентских выборов интрига так себе: еще не было ни одного случая, чтобы победил не тот, за кого сказали голосовать в телевизоре. В программе «Время остановилось» на Первом.

Выборы в США не просто стали заменителем настоящих выборов в России. Они не просто заменяют нам отсутствующую в России живую политику, когда даже представители самой власти публично говорят, что у нас в стране один политик.

Эти выборы в каком-то смысле заменили нам еще и экономику, а также театр и кино.

Неслучайно, как рассказали «Газете.Ru» в компании «Яндекс», по итогам 8 ноября тема выборов в США заняла первое место по росту количества поисковых запросов в рунете, набрав 100 из 100 баллов по шкале поискового интереса. Неслучайно на языке американской политики мы описываем в соцсетях свою собственную. Например, так: «Вопрос армянскому радио: «Почему россияне с таким интересом следят за президентскими выборами в США?» — «Они никогда не видели выборов с двумя равнозначными кандидатами»… Или так: «В США выбирают того, кто будет следующие четыре года гадить в российских подъездах...» Или даже так: «Барак Обама будет назначен премьер-министром, чтобы вернуться в президенты в 2020 году и аннексировать Квебек».

Война с Украиной, на которую нас эвакуировали сразу после Олимпиады-2014 в Сочи и присоединения Крыма, не могла бесконечно заменять нам нашу реальную жизнь. Война в Сирии имеет то преимущество перед Украиной, что Сирия дальше и там рядовые жители условной Владимирской области уж точно не отличают «наших» от «не наших». Но есть проблема: это зрелище не трогает публику. Нам-то надо, чтобы «наши» обязательно побеждали «супостатов». То ли дело абстрактная война с Америкой. Она может длиться вечно. Ну или до новой гонки вооружений, которая кончится для России примерно тем же, чем прошлая для СССР. Так что тут очень важно не перегнуть палку — не превратить телешоу в реальную жизнь. Слать лучи добра Америке в виде радиоактивного пепла исключительно на словах.

Впрочем, теперь у нас появляется новая проблема. Если «Трамп наш», Обама уходит после всего-то двух сроков по четыре года, кто же тогда «чмо»?

Если Трамп вдруг признает Крым российским, кто же тогда будет гадить в наших подъездах? Ведь уборкой в собственных подъездах мы пока вроде заниматься не собираемся, у нас тут важные дела в Сирии, на Украине, да и мало ли где еще. Мы еще закон о нации и о государственной идеологии не приняли. А без идеологии, парткома и месткома как без рук. Прямо не знаешь, куда идти. Тут не до освещения на дорогах Владимирской области. Не до расходов на здравоохранение.

В общем, наш нездоровый интерес к Америке и выборам ее президента лишь подтверждает, что мы сами считаем США не просто великой державой, а еще и нашим Зеркалом. Глядим в нее, как в зеркало, до головокружения, и думаем о ней, пытаясь разглядеть там собственное величие. Потому что смотреть по сторонам как-то не хочется: тут темно, неуютно, непонятно. И даже пейнтбол с лазертагом не радуют…