Пять программ спасения Бориса Титова или «привычка жениться»

Политолог Алексей Мухин об экономической программе Бориса Титова

Председатель Партии роста, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов Антон Новодережкин/ТАСС
Бизнес-омбудсмен Борис Титов решил повысить ставки в борьбе экономических концепций – раз в несколько месяцев он обновляет свою программу. За два года, с 2015 по 2016 годы, он целых пять раз презентовал различные варианты спасения страны от экономических неурядиц.

Чтобы не быть голословным – 21 октября 2015 года это событие произошло на площадке Аналитического центра при правительстве. Однако уже весной 2016 года «лучший министр финансов» Алексей Кудрин получил президентское поручение разработать программу социально-экономического развития страны, что, вероятнее всего, вызвало у бизнес-омбудсмена плохо скрытое раздражение и вполне понятную ревность: ведь столько усилий было положено для того, чтобы привлечь внимание президента к своей программе. В результате, Титов решил обновить свою программу – в июне 2016 года она была представлена в очередной раз на площадке «Столыпинского клуба», а уже в августе этот «вариант спасения России» стал предвыборной программой Титова на парламентских выборах, где он возглавил список «Партии роста».

Партия, как известно, предвыборный барьер не взяла, а вот программу (теперь она называлась – «столыпинская стратегия» и помещена на сайт этого института) было обещано взять и представить президенту в декабре 2016-го. Презентация прошла, но незаметно, поэтому в январе-феврале 2017 года Борис Титов вновь обещал отдать на, так сказать, высокий общественный суд ещё раз обновленную версию программы-стратегии.

Впрочем, если посчитать то, что примерно такую же программу представлял советник президента по макроэкономике Сергей Глазьев на заседании Совбеза России ещё в сентябре 2015 года, то получается, что в распоряжении администрации главы государства находится уже даже не пять, а целых шесть программ.

Видимо, некоторые участники процессов решили взять не качеством, а количеством. Вот только тогда – в сентябре 2015 года — это еще не была так называемая «программа Титова». Документ был представлен как продукт интеллектуальной деятельности целого ряда специалистов в сфере экономики и смежных дисциплин.

Желание омбудсмена пять раз говорить об одном и том же понятно, но стоит ли этот документ каждый раз презентовать, как «новую программу»?

Вопрос, конечно, риторический.

Кстати, в чувствительных вопросах о, скажем, накопительной пенсии Титов, как говорится, немного «путается в показаниях», начиная ещё с 2013 года. В тот период он был, в частности, недоволен «заморозкой» накопительной пенсии и ростом задолженностей перед населением, а вот весной 2016 года омбудсмен уже выступил за минимальную пенсию: «Мы считаем, что накопительную часть пенсии надо убирать, что должна быть минимальная пенсия, гарантированная государством, а все остальное должно быть частным делом каждого человека».

Такая позиция, конечно, полностью согласуется с либеральным курсом определенной части российского истеблишмента, но явно не соответствует принципам социального государства. И вот в январе 2017 года Титов уже вновь выступает за сохранение «накопительного элемента». Интересно, что все эти «движения мысли» отражены документально и, в принципе, понятно, почему мы вынуждены иметь дело уже с пятой реинкарнацией программы.

Вполне вероятно, что на этом бизнес-омбудсмен не остановится и нас ожидает ещё несколько вариантов новых программ и неожиданных поворотов в подходах к тому, как всё-таки спасти Отечество от напастей финансово-экономического кризиса, бушующего во всем мире.

Торопиться необходимо, потому что Центр стратегического разработок (ЦСР) Алексея Кудрина будет представлять свою программу уже в мае этого года. Так что нас ожидает еще четыре месяца напряженной работы, как самого бизнес-омбудсмена, так и его команды, которая за этот отчетный период, конечно, сможет произвести еще несколько версий.

Следуя логике и следя за ходом мысли, теперь «фишкой», видимо, становится тезис об «удвоении» ВВП, который, правда, уже был озвучен ЦСР ещё несколько месяцев назад.

Впрочем, некоторые досадные совпадения с наработками из программы центра не исчерпываются одним этим тезисом.

Как известно, ЦСР выступает за структурные трансформации и институциональные преобразования. Все эти тезисы также подхвачены в новых программах Бориса Титова. То же самое касается и предложения центра, а затем и Титова, по развитию человеческого капитала – инвестициям в образование и здравоохранение. Конечно, можно было бы предположить, что все эти вещи «просто витают в воздухе», насущно необходимы, однако несколько смущает хронологическая последовательность появления одних и тех же мыслей в двух разных командах.

Замечено, что и не следовать обещаниям – для Титова тоже, как говорится, не впервой. В 2012 году, например, он обещал к 2018 году всячески способствовать созданию в стране 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Судя по срокам на сегодняшний день у нас должно быть создано не менее 16 млн высокотехнологичных рабочих мест. Стесняюсь спросить — где они?

В общем, такое количество программ гарантировано приводит лишь к тому, что интерес к ним падает.

А чтобы повысить его, бизнес-омбудсмен вынужден предлагать неожиданные и, подчас, экстравагантные решения. Например, декриминализовать проституцию. Очень надеюсь, что это была ирония и, на самом деле, Борис Титов не имел в виду ничего такого. Хотя, чем чёрт не шутит, может это и есть способ создать в дальнейшем миллионы высокотехнологичных рабочих мест.

Автор — Алексей Мухин, российский политолог, директор Центра политической информации.

Позиция автора может не совпадать с мнением редакции.