Тепло ищет инвестиции

Теплоснабжение в российских регионах остается основной проблемой в ЖКХ

Ирина Быстрицкая
Shutterstock
Теплоснабжение в российских регионах остается одной из самых проблемных жилищно-коммунальных сфер. Только за январь от аварий в различных российских городах без отопления временно оставались тысячи человек. Так, в результате прорыва теплосети в Мурманске в ночь на 22 января без отопления и горячей воды остались более 750 жилых домов.

23 января произошла авария на теплосетях в Екатеринбурге, из-за чего было прервано отопление в 40 домах. «В квартирах уже ощутимо холодно, ложимся спать в теплых пижамах под несколькими одеялами, — рассказала местная жительница Елена городскому новостному порталу E1.Ru. — А из крана с горячей водой течет еле теплая». В Иваново более трех тысяч жителей лишились тепла и горячего водоснабжения 24 января. Причина та же — авария на теплотрассе.

По данным Минэнерго, 68% теплосетей имеют 100-процентный физический износ. Аварийность в отопительный сезон только на магистральных сетях за пять лет — с 2007/08 по 2012/13 год — выросла на 45%: с 266 случаев/тыс. км до 387 случаев/тыс. км.

Износ оборудования привел к резкому росту общей потери тепла: по данным Минэнерго, они в три раза выше, чем в Финляндии, которую можно сравнить с Россией по климатическим условиям и частому использованию ТЭЦ для выработки тепловой энергии.

По мнению и Минэнерго, и аналитиков, отрасль теплоснабжения в связи с зарегулированностью оказалась в ситуации крайнего недофинансирования. По словам замглавы Минэнерго Вячеслава Кравченко, рынок ежегодно получает в качестве инвестиций около 90 млрд руб., тогда как требует 2,5 трлн руб. Не спасают и бюджетные инвестиции: сейчас ежегодно из бюджетной системы в теплоснабжение вливается около 150 млрд руб., тогда как потребность — около 200 млрд руб.

По оценкам руководителя группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Натальи Пороховой, тариф на тепловую энергию не покрывает порой даже издержки поставщиков на производство. Средств на модернизацию оборудования не остается.

При этом из-за высокого уровня износа и устаревания оборудования топливо используется неэффективно. По оценкам Минэнерго, ежегодный пережог топлива составляет около 37 млн т условного топлива, или около 100 млрд руб. в год.

Для сокращения бюджетных отчислений российские энергетики предложили изменить подход к тарифообразованию на тепловую энергию. Тарифы на тепло, в том числе для населения (около 75% всех потребителей тепловой энергии), предлагается дерегулировать и перейти к более рыночным отношениям. Власти будут определять лишь предельный уровень цен, который исчисляется на основе цены на тепло с альтернативной котельной.

Суть этой методики заключается в том, чтобы в определенном населенном пункте рассчитать стоимость строительства условной котельной, определить уровень безубыточного производства тепла и возврата инвестиций в строительство этой котельной, а затем предложить единой теплоснабжающей организации продавать тепловую энергию по цене, не превышающей этот уровень. Таким образом, власти будут только определять предельный порог цены. Но продавать тепло можно будет и дешевле.

Сейчас региональные комитеты по тарифам (РЭК) рассчитывают стоимость тепловой энергии для каждой конкретной компании в индивидуальном порядке с учетом предоставляемых ею данных о затратах, в итоге в одном городе цены на тепло у разных поставщиков могут отличаться в два-три раза.

В Минэнерго уверены, что принцип «альткотельной» позволит унифицировать цены на тепло, разброс по которым в настоящее время огромен.

Законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении», работа над которым началась еще несколько лет назад, как ожидалось, должен был вступить в силу с начала 2017 года.

Новую модель ценообразования планировалось сперва вводить на территориях, где преобладает производство тепловой энергии на ТЭЦ (более 50%), определена единая теплоснабжающая организация, имеется утвержденная схема теплоснабжения. Главным условием также было наличие согласия от муниципальных и региональных властей на переход к новому тарифообразованию.

Но принятие законопроекта затормозилось: сначала из-за выборов в Госдуму документ был вынесен на рассмотрение лишь в середине декабря 2016 года. Как рассказывал «Газете.Ru» председатель комитета Павел Завальный, 6 февраля планируется провести парламентские слушания по законопроекту, а второе чтение документа в Госдуме состоится не ранее конца февраля 2017 года.

Основными оппонентами в принятии нового ценообразования являются региональные власти. Они опасаются увеличения давления на местные бюджеты, которым, в случае резкого увеличения тарифов, придется частично компенсировать этот рост. В противном случае региональные власти могут столкнуться с ростом социальной напряженности.

По оценке Пороховой из АКРА, переход к системе «альткотельной» приведет к увеличению тарифов на тепло в среднем по стране примерно на 30%. В Минэнерго парируют, что те регионы, которые ожидают резкого роста тарифов на тепло, вправе отказываться от новой схемы ценообразования.

К тому же, по подсчетам министерства, в результате принятия законопроекта об «альткотельной» почти 60% населения не увидит ежегодного роста тарифов на тепло более чем на уровень инфляции плюс 4%.

Резкого роста тарифа стоит опасаться лишь 2,7% населения. В некоторых регионах в результате принятия законопроекта цены на тепло могут затормозить свой рост: такую ситуацию, по расчетам Минэнерго, могут увидеть 15,6% населения России.

В большинстве энергокомпаний, которые работают в регионах, выступают за принятие закона, надеясь на привлечение инвестиций в отрасль. По мнению Сибирской генерирующей компании (СГК), промедление в принятии новой модели лишь усугубит ситуацию в теплоснабжении.

«Если бы средства вкладывались в решение проблем в теплоснабжении раньше, их нужно было бы меньше, и чем дольше мы будем откладывать этот момент, тем больше денег нужно будет для восстановления системы», — предупредили в СГК.

Надеяться на снижение износа теплового оборудования за счет субсидий из региональных бюджетов энергетики не советуют. «Во всех регионах, где работает наша компания, региональный бюджет дефицитный, в них зачастую не хватает средств даже для решения основных проблем региона. Источников для финансирования мероприятий по модернизации сетей в них просто нет, и в обозримом будущем, учитывая состояние экономики, они вряд ли появятся», — заключили в компании.