Пиво утекает в интернет

Минэкономразвития обсуждает легализацию продажи пива через интернет

Павел Чернышов
Shutterstock
Минэкономразвития получило предложение о легализации дистанционной продажи пива. Для торговли пивом через интернет планируется ввести серьезные ограничения. Покупать алкоголь можно будет только по безналичному расчету в разрешенное время, а курьеры будут обязаны проверять возраст покупателей. Минэкономразвития поддерживает идею легализации интернет-продаж пива, но только при наличии механизмов контроля за реализацией.

Пиво могут снова разрешить продавать в интернете. Механизм, регламентирующий дистанционные продажи и контроль, предложила компания «САН ИнБев» на заседании рабочей группы в Министерстве экономического развития.

«Наша позиция была услышана, и сейчас ведется доработка этой позиции с учетом комментариев МЭР», — сообщил «Газете.Ru» Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям АО «САН ИнБев».

В Минэкономразвития поддерживают идею легализации продаж пива через интернет «при наличии механизмов контроля за реализацией». «Сейчас данный вопрос прорабатывается», — добавили в ведомстве.

Предложенный механизм сохраняет все ограничения, которые уже существуют для продажи алкоголя традиционным способом.

В частности, предложено запретить дистанционные продажи в ночное время, «а также предусмотреть ответственность в случае купли-продажи вне разрешенного временного периода».

«Именно этот момент вызывает наибольшую озабоченность со стороны регулятора. Наше предложение учитывает данные комментарии, так как нормы, действующие на территории страны, должны находить свое отражение и в онлайне. Нет смысла ограничивать ночную торговлю в магазинах, если при этом алкоголь можно будет свободно заказать в интернете», — пояснил Дурдыев.

При этом детали еще предстоит уточнить — пока неясно, что считать временем покупки.

«Там достаточно спорная вещь — как контролировать время продажи? Либо заказ должен быть оформлен в разрешенное время, либо чтобы доставку осуществили в приделах разрешенного временного коридора. Пока склоняются ко второму варианту», — уточнила Юлия Дивнич, менеджер по связям с общественностью НП «Объединение участников пиво-безалкогольного рынка».

Помимо этого, согласно предложенному регулированию, курьеры будут обязаны проверять возраст покупателей и нести ответственность в случае продажи товара несовершеннолетним. Как сообщила Дивнич, рассматривается также возможность введения дополнительных лицензий для интернет-магазинов.

«Есть еще вариант сначала ввести жесткие рамки, а потом их постепенно расширять, когда докажут, что рынок может достаточно цивилизованно работать», — говорит она.

Как напомнила Дивнич, вопрос возможности осуществлять продажу алкоголя через интернет рассматривается уже давно, причем не только в отношении пива.

«В Минэкономразвития вопрос о том, продавать алкоголь дистанционно или нет, не стоит, решают просто как продавать. А Министерство финансов занимает жесткую позицию и пока против самой возможности подобных продаж. Пока мы пытаемся доказать, что можем цивилизованно торговать, в том числе и дистанционно», — говорит Дивнич.

Легализация дистанционной торговли алкоголем входит в список мер, которые сейчас готовит Минэкономразвития с целью повышения темпов экономического роста в этом году. Наряду с этим, например, обсуждается возможность снижения акцизов.

Пока представители Минфина утверждают, что еще не выработали единую позицию касательно дистанционной торговли через интернет. Однако уже успели выступить с критическими замечаниями. В частности, было отмечено, что удаленная реализация алкогольной продукции прямо противоречит положениям концепции государственной политики по деалкоголизации населения. Также были высказаны сомнения, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (РАР) сможет эффективно контролировать работу интернет-магазинов, а затраты на контроль могут превысить доходы от торговли.

В конце прошлого года правительство не поддержало законопроект, внесенный депутатами шестого созыва Госдумы Дмитрием Кононенко и Дмитрием Носовым, которые предлагали повысить штрафы за незаконную торговлю алкоголем в интернете с 50 тыс. до 200 тыс. руб. По словам депутатов, несмотря на существующий запрет, практика продажи алкоголя через интернет по-прежнему широко распространена. Но в правительстве посчитали, что нет оснований ужесточать существующие правила.

По оценке Союза российских пивоваров, то, что идет обсуждение возможности дистанционных продаж алкоголя, само по себе крайне важно.

«Подготовка предложения — это техническая работа, направленная на то, чтобы обеспечить пиву, как и другим напиткам, возможность продаж дистанционным способом силами тех операторов, которые делают это прозрачно и в рамках закона», — прокомментировали в Союзе российских пивоваров.

При этом пивовары считают, что их продукт не создает много проблем.

«В отличие от крепкой алкогольной продукции, в пиве отсутствует контрафактная составляющая. Соответственно, для данного вида продукции необходим только количественный учет, который достигается за счет системы ЕГАИС, установленной у всех участников рынка», — говорит Дурдыев.

В союзе признают, что пока сложно оценить объемы, которые могут быть реализованы через дистанционные продажи. «Но участники рынка видят в этом канале перспективу с учетом общей тенденции к росту онлайн-продаж и удобства для потенциальных покупателей с учетом доставки», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Дивнич уточнила, что продажи в интернете наиболее интересны продавцам дорогого эксклюзивного алкоголя, гаражным виноделам и т.п.

«Пивоварам это интересно только в части HoReCa, как добавка к заказанной еде. Отдельно пиво обычно никто не заказывает», — говорит она.