«Необходимо ужесточение контроля за переоборудованием транспорта»

В Государственном научном центре «НАМИ» прокомментировали аварию с ГАЗелью в Краснодарском крае

Андрей Демидов
На месте аварии с участием «КамАЗа» и «Газели» в Выселковском районе Краснодарского края, 27 ноября 2020 года Пресс-служба МЧС РФ/РИА «Новости»
Смертельная авария произошла утром 27 ноября на 5-м километре автодороги «Выселки - Кирпильская». По предварительным данным, водитель автомобиля «ГАЗель» при развороте не предоставил преимущество в движении КамАЗу. В результате ДТП от полученных ранений на месте скончались шесть человек, еще четверо доставлены в больницу.

По факту аварии сотрудниками полиции проводится проверка, устанавливаются все обстоятельства случившегося, - пояснили в пресс-службе регионального управления МВД.

Установлено, что попавшая в ДТП «ГАЗель» была грузовой моделью, не предназначенной для пассажирских перевозок. Тем не менее в ней ехали 15 пассажиров. На фотографиях ДТП видно, что в кузове «ГАЗели» стоит незакрепленная деревянная лавочка. И еще, судя по разбитому виду машины, она была уже очень старой и изношенной.

Что могло привести к таким тяжелым последствиям и как избежать подобных трагедий в будущем, в интервью нашему изданию комментирует руководитель центра испытаний государственного научного центра ФГУП «НАМИ» Денис Загарин.

- Денис Александрович, что могло привести к такому большому количеству жертв в данном ДТП?

- Судя по фотографиям с места аварии, которые я видел, изначально это была машина типа ГАЗель-2705 – грузопассажирская модификация, которая впоследствии подверглась переоборудованию. Второй ряд сидений по каким-то причинам был снят, также удалена перегородка, разделяющая кабину и грузовой отсек. Словом, автомобиль был переделан исключительно под перевозку грузов. И в него набили 15 человек! Без сидений, ремней безопасности и какой-то доработки интерьера.

Что было дальше, известно. Грубейшее нарушений правил дорожного движения, т.е. осуществление разворота в сложных погодных условиях, а также грубейшее нарушение правил перевозки пассажиров – привели к таким печальным последствиям. Люди разлетелись как горох и по кузову, и по дороге. В этом однозначно вина эксплуатанта - того, кто посадил в грузовой фургон 15 человек, когда он совершенно не был предназначен для этого.

На месте аварии с участием \«КамАЗа\» и \«Газели\» в Выселковском районе Краснодарского края, 27 ноября 2020 года Пресс-служба МЧС РФ/РИА \«Новости\»

С учетом огромного количества нарушений ни один автомобиль, любой марки, не спас бы несчастных погибших. Сама техника по большому счету не виновата, но контроль за соблюдением правил дорожного движения и перевозки пассажиров, соответствие автомобиля тому типу, в котором он изначально выпускался на заводе, надо ужесточать.

- Каким требованиям должна отвечать техника, занятая в пассажирских перевозках?

- Если говорим про пригородные или междугородние модификации – а сегодняшняя авария случилась именно на загородной трассе - это травмобезопасный салон, наличие ремней безопасности, антиблокировочной системы торможения и т.д. В передней части возможна установка подушек безопасности для водителя и пассажиров. Но главное, на мой взгляд, в межрайонных перевозках – наличие специальных сертифицированных сидений, которые жестко прикреплены к кузову и которые не вырвет в случае аварии. Аварии на загородных трассах характеризуются высокой энергией столкновений, высокими скоростями. Ремни безопасности и удерживают находящихся внутри людей от выпадения из автомобиля в случае ДТП.

Все серийные пассажирские автомобили, в т.ч. ГАЗели, выпускаемые на Горьковском автозаводе, соответствуют Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Продукция «Группы ГАЗ» неоднократно подтверждала свое соответствие требованиям безопасности в РФ и даже превосходила их.

- Какие испытания проходит пассажирская техника при сертификации в НАМИ?

- Для автобусов категории М2 и М3 - проверка на переворот по требованиям Правил ООН № 66. Также возможны испытания сидений на катапульте, которые имитируют динамическое столкновение, испытания специальными гидравлическими нагружателями – как правило, гидроцилиндрами, которые имитируют нагрузку на сиденья от человека в случае ДТП. Аналогично на заводских автомобилях проверяют ремни безопасности и их элементы - замки, крепления и т.п. К слову, на моей памяти еще ни одна перспективная разработка не проходила испытания с первой попытки! Контроль у нас строжайший.

- Как избежать подобных ДТП в будущем?
- Здесь надо разделить два фактора. Первый – разгильдяйство на дороге со стороны как водителя, так и владельца данного автомобиля, когда не соблюдаются правила дорожного, когда за руль сажают уставшего человека, когда нарушаются правила перевозок как грузов, так и людей.

И второй момент, который тревожит и нас, и заводчан. Когда покупают один автомобиль у дилера, и потом его начинают доводить, совершенно не понимая сути процесса. Изымают или устанавливают дополнительные сиденья, ставят дополнительные топливные баки, газобалонное оборудование, вносят несанкционированные изменения в ходовую часть. Все это влияет на безопасность движения.

Если в первом случае необходимо ужесточение дорожного контроля, то во втором –ужесточение контроля за конструкцией автомобиля в процессе техосмотра. Не секрет, что многие умудряются легализовать переоборудование: известно, что на рынке происходит большое количество случаев продажи так называемых «заключений», которые потом разрешают легализовать преступное внесение изменений в конструкцию. С этим нужно бороться.