Авторынок поехал в гору

Продажи автомобилей в России в июне возросли на 15%

Евгений Костогоров
Shutterstock
Продажи новых машин в России уже второй месяц подряд показывают рост на 15%. Эксперты, однако, считают, что говорить о восстановительных процессах на рынке пока рано и бурный рост во многом связан с эффектом низкой базы. На увеличение продаж также влияют продление программ льготного автокредитования и уход россиян со вторичного автомобильного рынка.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей в России в июне 2017 года возросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой же рост был отмечен и в мае этого года.

Согласно статистике, в прошедшем месяце в России было продано 141 084 автомобиля, в прошлом же году этот показатель составлял 122 679 автомобилей. Всего же за первые полгода отечественный авторынок вырос на 6,9% — с 672 050 до 718 529 транспортных средств.

Как и в прошлом месяце, в июне 2017 года активнее всего россияне приобретали автомобили Lada: за первый месяц лета компания смогла продать 27,4 тыс. машин — это на 23% больше, чем в прошлом году.

На втором месте традиционно оказался южнокорейский бренд Kia: в июне в России было продано 16,8 тыс. новых автомашин этой марки, на 31% больше по сравнению с июнем 2016-го. В тройку лидеров также вошла компания Hyundai, увеличившая продажи на 10%, с 12 тыс. до 14,7 тыс. автомобилей.

Четвертое и пятое места со значительными показателями роста продаж в 21 и 28% заняли Renault и Toyota, реализовавшие в прошедшем месяце 12,2 тыс. и 9 тыс. автомобилей соответственно.

Самый бурный рост по сравнению с июнем прошлого года из всех представленных в рейтинге компаний получили китайские бренды. Так, Zotye в 2016 году продал на российском рынке всего 21 автомобиль, а в этом — уже 108 машин. Также сильно прибавили китайские Changan (267%), Foton (300%), японский Isuzu (118%) и даже немецкий Smart (144%).

Самое сильное сокращение продаж продемонстрировали SsangYong (–83%), Brilliance (–79%) и Honda (–75%). Заметно снизились и продажи отечественного УАЗа: в прошлом году россияне купили 4,7 тыс. таких автомобилей, а в этом всего 2,8 тыс.; таким образом, падение составило 39%.

Первое место в рейтинге самых продаваемых моделей заняла Lada Granta. Вторым по популярности оказался Kia Rio, третью строчку занял Hyundai Solaris. В пятерку лидеров также вошли еще по одному представителю от Lada и Hyundai — Vesta и Creta.

Интересно, что продажи отдельных моделей — например, Volkswagen Tiguan, Renault Kaptur, Toyota Rav4 и Kia Sportage — по сравнению с прошлым годом выросли почти в два раза.

По мнению председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, российский автомобильный рынок продолжает восстанавливаться устойчивыми темпами.

«15% рост в июне и 12% рост по итогам второго квартала почти заставляют нас забыть о медленном старте в начале года.

Общие продажи за период с января по июнь увеличились на 6%, что очень близко к нашему первоначальному прогнозу на 2017 год, которого мы продолжаем придерживаться до сих пор», — считает Шрайбер.

В то же время аналитик «Финама» Алексей Калачев утверждает, что говорить о стабильной тенденции на восстановление рынка пока рано, а наблюдаемые сегодня высокие показатели во многом связаны с эффектом низкой базы. Продажи нынешнего года сравниваются с результатами 2016-го, когда авторынок находился практически в самой нижней точке своего падения.

«Но есть и объективные факторы: в кризис многие откладывали покупку новых машин, продлевали срок службы и уходили на вторичный рынок. Это было хорошо заметно в прошлом году, когда рос вторичный рынок, а первичный падал.

В этом же году мы видим обратную картину — рынок подержанных автомобилей практически стоит на месте. Однако одной стабилизации уже достаточно для того, чтобы мы с оптимизмом смотрели в будущее», — отметил Калачев.

Кроме того, по его словам, рост продаж новых автомобилей подталкивает и продление программ автомобильного кредитования. При этом эксперт полагает, что во втором полугодии темпы роста несколько замедлятся.

«Это опять же связано с тем, что в прошлом году во втором полугодии падение также замедлилось. По итогам года, я думаю, мы получим рост около 12%. Если показатели будут выше этого значения, однозначно можно будет говорить о восстановлении рынка, в остальных случаях сможем судить только о стабилизации», — подытожил Калачев.