«АвтоВАЗ» заработал по-японски

Чистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО в 2016 году снизился на 39,3%

Анатолий Караваев
Валерий Шарифулин/ТАСС
«АвтоВАЗ» подвел финансовые итоги 2016 года. Компания вновь отметилась многомиллиардными убытками, но сумела заметно сократить потери и увеличить свою долю на рынке. В ближайшие годы компания рассчитывает обновить все свои модели и стать прибыльной. Благоприятный для «АвтоВАЗа» сценарий может претвориться в жизнь только в условиях ощутимого роста всего российского авторынка.

Главным итогом финансовой деятельности «АвтоВАЗа» по итогам прошлого года стало заметное сокращение убытков компании. Автогигант по-прежнему далек от прибыльности, но сумел заметно сократить убытки — в чистом виде по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) он составил 44,8 млрд руб., включая обесценение и затраты на реструктуризацию. Это на 29 млрд руб., или на 39%, меньше, чем в 2015 году. Что касается основной деятельности компании, то здесь убытки снизились с 24,7 млрд до 15,1 млрд руб.

Рассказывая о финансовых результатах, руководители компании, глава Николя Мор и исполнительный вице-президент по финансам Штефан Мауэрер, назвали среди важных факторов, оказавших влияние на них, рост затрат на сырье и материалы, повышение эффективности производства, большое количество заемных средств, снижение затрат на производство, сокращение административных расходов и рост выручки. В частности, в 2016 году в Тольятти начали использовать новую схему работы с поставщиками, которая называется монозукури. В переводе с японского это слово означает «производство со стремлением к совершенству». В ее основе — целостный подход к конструированию, производству, закупкам и логистике с целью поиска новых способов оптимизации стоимости компонентов автомобиля. Применение монозукури, как отметил Николя Мор, выгодно и компании, и поставщикам.

Кстати, говоря о поставщиках, Мор отметил, что из-за прошлогоднего сбоя с доставкой на завод необходимых комплектующих компания не смогла произвести 10 тыс. автомобилей.

По словам главы предприятия, на недавней встрече с поставщиками он призвал их быть готовыми к увеличению выпуска продукции во втором полугодии 2017-го, которое будет вызвано общим ростом российского рынка.

Также, согласно отчету компании, у «АвтоВАЗа» значительно снизился общий показатель продаж произведенных машин и сборочных компонентов — до 419 420 единиц (–10,9%), в том числе 266 автомобилей бренда Lada на территории РФ. При этом годовая выручка от реализации продукции выросла почти на 5%, до 184,9 млрд руб. В самой компании это объясняют тем, что новые вазовские модели Vesta и X-RAY более дорогие, чем прежние.

С нескрываемым удовольствием топ-менеджмент компании рассказал и о росте доли «АвтоВАЗа» на российском рынке.

Этот показатель в прошлом году составил 20,1% (+2,2%). При этом в компании не забыли отметить, что продажи машин завода выросли в Москве и Санкт-Петербурге, где подавляющее большинство покупателей отдают предпочтение иномаркам.

Подводя общий итог работы компании, Мор, пришедший на «АвтоВАЗ» менее года назад, отметил полное выполнение двух из восьми основных пунктов плана развития компании в 2016 году. Это завершение формирования управленческой команды и рост рыночной доли до 20%. Остальные шесть пунктов Мор назвал незавершенными, отметив, что работа по ним интенсивно и успешно продолжается.

Говоря о планах на 2017 год, президент компании напомнил о предстоящем запуске производства универсала Lada Vesta и намерении резко увеличить экспорт продукции — на 50%.

Основной зарубежный рынок предприятия — Казахстан, но там в 2016 году был введен утилизационный сбор, сильно ударивший по местному рынку новых легковушек, в том числе и по продажам «АвтоВАЗа». В новом году на заводе рассчитывают на изменение ситуации, в частности за счет поставок машино-комплектов.

Всего в 32 странах в 2016 году было продано 18,5 тыс. машин Lada. В ближайшее время на немецкий рынок выйдет сертифицированная по Евро-6 Lada Vesta.

Тем не менее руководство компании не скрывает, что европейские продажи из-за различных сложностей имеют скорее имиджевое значение.

«АвтоВАЗ» представил и свой прогноз развития ситуации на российском авторынке в целом. В компании уверены, что пик спада продаж остался в 2016 году и в ближайшие годы спрос на машины, даже при не самом оптимистичном сценарии, будет расти. «Мы уверены, что рынок вернется на уровень 2,5–3 млн автомобилей в год, что позволит России вернуться на второе место в Европе», — отметил Мор.

По его словам, росту спроса будет способствовать и низкая автомобилизация страны, где на 1000 жителей приходится меньше 300 автомобилей. В развитых странах Европы этот показатель вдвое больше.

Основными целями и задачами в новом году Мор назвал повышение имиджа бренда Lada, выпуск новых машин, в том числе ограниченной серии, посвященной 40-летию легендарной «Нивы».

Кстати, говоря о вазовском внедорожнике, Мор с некоторым сожалением отметил, что модель называется 4x4, так как название «Нива» компании не принадлежит.

Еще одной важной задачей помимо роста экспорта станет увеличение выручки от послепродажного обслуживания, реализации услуг и автокомпонентов. Кроме того, в компании продолжат оптимизировать закупки, повышать эффективность производства, в том числе на основе возможностей альянса Renault-Nissan.

По словам Мора, глобальной целью «АвтоВАЗа» является выход на безубыточность к 2019 году.