Стритрейсеры буксуют на парковках

Столичным стритрейсерам не понравились предлагаемые ГИБДД площадки для гонок

Алина Распопова
Shutterstock
Визг тормозов, полицейские развороты и дрифт на высоких скоростях — такую картину часто можно наблюдать зимой на обычных парковках у торговых центров по всей России. Отсутствие специальных площадок вынуждает ловцов адреналина давать выплеск эмоциям и крутить «бублики» под покровом ночи в общественных местах. В столице переговоры с ГИБДД о выделении спецтрасс практически сошли на нет, жалуются стритрейсеры. Но в регионах и о таком диалоге приходится только мечтать.

В разгар зимы в России активизировались автомобилисты-экстремалы, которые год от года превращают парковки у торговых центров в настоящие гоночные треки. Видеозаписями с ключевыми словами «дрифт зимой на парковке» портал YouTube буквально кишит, и набор автоприключений с парковок стабильно обновляется.

По заснеженным площадкам любят подрифтовать и погонять преимущественно молодые водители. Нередко такие выступления организуются группами и клубами по интересам на постоянной основе.

Бывает, что экстремальное зимнее развлечение принимает более оригинальные формы. Так, недавней звездой YouTube стал водитель мусоровоза из Калининграда, который устроил дрифт на покрытый льдом площадке. Новости о более захватывающих приключениях автомобилистов пришли из Уфы — там на парковке торгового центра группа экстремалов устроила катания на санках, привязанных к автомобилю.

Отдельная категория — это приключения московских дрифтеров, которые также за неимением альтернатив используют парковки для укрепления своих навыков вождения. За этим занятием можно застать как простых автомобилистов, так и известных блогеров.

А некоторое время назад за приключениями столичной золотой молодежи, которая продолжала дразнить общественность записями с опасным вождением по столице, следили практически все федеральные СМИ.

Корреспонденты «Газеты.Ru» и сами нередко становились очевидцами таких забав — любимые точки для встреч экстремалов хорошо известны.

В Москве переговоры с ГИБДД о необходимости выделения специальных площадок для стритрейсеров ведутся еще с прошлого года.

Сообществу стритрейсеров с тех пор было предложено несколько вариантов в пределах МКАД, но все коммерческие. Как выяснила «Газета.Ru», официально прописать свободных гонщиков хотели на Варшавском шоссе в «Парке Легенд», был вариант и в Сколково.

«Некоторые площадки были дико маленькие, и там невозможно развернуться, другие очень дорогие, — сообщил «Газете.Ru» представитель столичного автосообщества Игорь, который принимал участие в обсуждении проблемы.

— За свои услуги владельцы таких частных площадей просят 1–1,5 млн руб. в месяц. Это нас не очень устраивает».

Как рассказал «Газете.Ru» представитель крупнейшего в России сообщества стритрейсеров Smotra.ru Руслан Акопян, на рассмотрение ГИБДД Москвы гонщики сами в ответ предложили несколько вариантов проектов. «Их представили ребята из Dragtimes (московская команда дрифтеров. — «Газета.Ru»), но переговоры заглохли прошлой осенью, — жалуется Акопян. — Сейчас нас стали гонять даже с Воробьевых гор, где мы не ездим, а просто стоим и общаемся. В итоге сборы на парковках и стоянках стали вынужденной мерой. Сейчас у автомобильного сообщества нет явного лидера, который мог бы всех объединить, что также тормозит весь процесс. Ну а вопрос с площадками в Москве должен взять на контроль мэр города Сергей Собянин. Потому что ГИБДД может только предлагать варианты, но решение остается все равно за городом».

Но если в столице с гонщиками хоть как-то пытались наладить контакт, то в регионах таких водителей сотрудники ГИБДД вынуждены просто разгонять.

«Есть города, где построены специальные трассы, например Красноярск, Казань, — продолжает Акопян. — Но заезд туда платный, около 2 тыс. руб. И не все ребята, которые в свои 18–20 лет купили первый автомобиль, могут позволить себе часто туда заезжать. Поэтому и приходится собираться в известных им специальных местах. Но сотрудники ГИБДД их постоянно гоняют, ведь многие свободные площади находятся в центре города. Например, в Самаре в пешей доступности от излюбленного места сбора автомобилистов находится дом правительства.

В Тольятти вообще предвзятое отношение к молодежи. Там молодым парням могут за раз выписать пять протоколов за то, что они стоят на парковке и слушают музыку.

Есть города, где к автомобилистам-любителям относятся лояльно. Например, в Волгограде, Нижневартовске, той же Самаре: там сотрудники ГИБДД могут просто вежливо попросить ребят покинуть территорию и даже подсказать безопасное место, где сами и подежурят. Но вряд ли в регионах такое сотрудничество выйдет на официальный уровень, все на уровне настроения конкретных сотрудников ГИБДД. Поэтому мы ждем, когда такой опыт появится в Москве — за ним подтянутся и регионы».

Примечательно, что стритрейсеров, которые пока вынуждены красоваться на пустующих парковках, косвенно поддерживают профессиональные гонщики. Так, известный автогонщик Олег Кесельман в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что устраивать такого рода «покатушки», конечно, лучше на закрытых площадках и автодромах. Но у молодежи зачастую нет для этого возможностей.

«Конечно, нужны и специализированные площадки, и автодромы, — говорит Кесельман. — Но самое главное, чтобы автомобилисты не устраивали таких вещей на дорогах общего пользования.

Можно, конечно, бороться с гонками на парковках с помощью ГИБДД, но результата не будет: водители все равно будут это делать, и репрессивными мерами такое поведение не искоренить.

Молодежи нужно соревноваться, показывать себя и побеждать соперников. Но одно дело — организовывать нечто подобное на пустой автобусной парковке, а совсем другое — гонять вокруг жилых домов, где гуляют мамы с колясками. В России должна расти автомобильная культура. И чем больше будет чемпионатов, соревнований, тем лучше. И можно найти варианты для водителя с любым опытом. Например, есть любительские ралли, где можно участвовать на любом автомобиле, даже без каркаса. Есть более профессиональные ралли, на автодромах в Сочи и в Москве есть трек-дни».

В свою очередь автомобильный блогер Алан Енилеев, который нередко размещает в своем инстаграме схожие видеоролики, в переписке с корреспондентом «Газеты.Ru» заявил, что парковки и в дальнейшем будут использоваться как площадки для экстремального вождения ввиду отсутствия альтернатив.

«Дело в отсутствии инфраструктуры для активных автомобилистов — во многих странах есть специальные большие заасфальтированные площадки, чтобы желающие могли там вот так покрутить бублики, выпустить пар, но у нас-то таких площадок специальных нигде нет», — написал Енилеев.

Представители самих торговых центров между тем разводят руками.

«Мы ограждаем наши парковки, ставим специальные препятствия, но стритрейсеры только рады и гоняют вокруг них, — сказали корреспонденту «Газеты.Ru» в одном из подмосковных ТЦ.

— При этом земля, на которой размещена стоянка, принадлежит городу, и мы не отвечаем за нее. Так что все вопросы в ГИБДД». В свою очередь в местном отделении ГИБДД заявили, что парковки — это частная территория и ответственность за нее должны нести владельцы магазина. «В ТЦ есть шлагбаум, который они могут закрыть и никого не пускать на свою территорию. В случае если происходит нарушение, необходимо звонить в полицию или участковому», — заявили в дежурной части.

Что касается отношений столичных гонщиков с Госавтоинспекцией, то, как напомнили «Газете.Ru» в ГУ МВД России по Москве, встречи руководства ведомства с представителями этого сообщества проходили неоднократно. В них принимали участие также члены Общественного совета при ГУ МВД России по Москве и представители правительства Москвы.

«Встречи были организованы по инициативе столичной Госавтоинспекции, в рамках которых обсуждались такие вопросы, как достижение договоренности в части соблюдения безопасности дорожного движения, исключение осуществления уличных гонок в жилых зонах города, — заявили в ГУ МВД России по Москве. — Речь шла и о возможном выделении площадок, позволяющих представителям стритрейсинга осуществлять спортивные заезды без нанесения какого-либо ущерба другим участникам дорожного движения и общественности, соблюдение правопорядка на территории улично-дорожной сети, а также достижение взаимопонимания, уважения и единого мнения между сотрудниками столичной Госавтоинспекции и участниками стритрейсинга».

Однако вопрос по-прежнему находится в стадии совместной проработки, и пока дальнейшего развития дискуссия не получила.

Как заявили «Газете.Ru» в московской Госавтоинспекции, «городские службы предлагали различные площадки, но стритрейсеры их не одобрили». Тем не менее в управлении ГИБДД Москвы утверждают, что вовсе не забыли о проблеме и готовы для дальнейшего диалога.

«Столичное ведомство не оставит без внимания проблему несанкционированных уличных гонок и продолжит свою работу,

связанную с пропагандой культуры безопасного вождения и безопасности на дорогах в целом», — заявили в ГИБДД, однако относительно будущих встреч со стритрейсерами ничего не сообщили.