2017-й: новая ЭРА для автомобилистов

Как изменится жизнь автомобилистов в 2017 году

Анатолий Караваев
Пункты оформления полисов ОСАГО и каско в Казани, сентябрь 2016 года Максим Богодвид/РИА «Новости»
В 2017 году жизнь российских водителей серьезно изменится. Как обычно, государство обещает, что те или иные новшества внедряются ради самих же автомобилистов, хотя сами водители с этим частенько не согласны. «Газета.Ru» рассказывает, чего ждать автомобилистам в новом году.

Электронный ПТС

Переход от бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) к электронному начался летом минувшего года и должен завершиться к лету 2017-го. С 1 января система официально перешла в плановую эксплуатацию — новые паспорта постепенно начнут выдавать российские автопроизводители. Новые порядки будут действовать на территории пяти стран, входящих в Евразийский экономический союз, и позволят создать единую для всех стран базу, что поможет усилить контроль за их перемещениями через таможенные границы, лучше следить за уплатой таможенных и налоговых платежей, а также теоретически поможет защитить автотранспорт от посягательств преступников.

Электронный полис ОСАГО

С 1 января страховщики обязаны оформлять полис ОСАГО в электронном виде любому желающему, что позволит решить проблему их доступности — жители многих российских регионов испытывают серьезные проблемы с покупкой страховки.

«Проект направлен на обеспечение доступности полисов на территории всей страны. Нововведение позволит решить проблему очередей из желающих приобрести «автогражданку» в некоторых регионах страны»,

— заявлял ранее глава Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Всего за 2016 год было оформлено более 320 тыс. электронных полисов — не так много на фоне 50-миллионного автопарка страны. Теперь их количество должно резко возрасти, а водителям даже в крупных городах не надо будет стоять ночами в очередях за заветной бумажкой.

Чтобы купить электронный полис, автомобилисту достаточно завести на сайте выбранной компании личный кабинет и с его помощью оформить договор. После покупки полис вышлют клиенту по электронной почте и его, предварительно распечатав, можно предъявлять сотрудникам ДПС.

Кроме того, готовится и реформа самого ОСАГО: если поправки будут приняты, водителям за редким исключением вместо выплаты «живых» денег будут ремонтировать автомобили.

ЭРА-ГЛОНАСС

С 1 января все легковые автомобили, которые поступают в продажу в странах Таможенного союза (Белоруссия, Россия и Казахстан), должны оснащаться устройством экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. В экстренной ситуации водитель, независимо от своего нахождения, всегда сможет вызвать помощь, нажав кнопку SOS.

Исключение составят модели, у которых есть действующий сертификат. В связи с этим многие автокомпании поспешили обзавестись заветным документом в конце 2016 года.

Из-за новых правил некоторые производители были вынуждены убрать с российского рынка несколько элитных моделей — по новым нормативам сертификации нужно разбить в краш-тестах сразу два автомобиля, что для моделей с небольшой российской квотой и высокой стоимостью делает продажу этих машин экономически нецелесообразной.

В любом случае все расходы по внедрению модуля лягут на потребителя — производители просто заложат свои траты в цену автомобиля.

И еще один важный момент —

наличие ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательным и для машин, ввозимых из-за границы в частном порядке. Таким образом, бизнес по импорту иномарок в страну, особенно актуальный на Дальнем Востоке, с 2017 года окажется фактически вне закона, в том числе при оформлении сделок через Белоруссию.

Единственное исключение сделано для машин старше 30 лет — они уже считаются ретроавтомобилями. Чем это аукнется для местных властей, пока можно только гадать — очевидно, что если запрет реально заработает, то тысячи людей лишатся средств к существованию.

Цена на топливо

В том, что цена на бензин в 2017 году вырастет, никто не сомневается: в отличие от остального мира в России этот показатель почти никак не привязан к стоимости нефти. Главный вопрос — насколько подорожает бензин.

Недавно по этому поводу высказался вице-премьер Аркадий Дворкович.

Он заявил, что в правительстве, с учетом соглашения об ограничении добычи нефти, рассчитывают, что цена топлива вырастет в пределах инфляции.

В кабмине ранее отмечали, что в 2017 году она должна составить 4%.

Дворкович также отметил, что проблем на рынке топлива Московского региона в связи с плановым ремонтом Московского НПЗ также не ожидается. «Проблем мы не видим, вчера (16 декабря. — «Газета.Ru») обсуждали в рамках правительственной комиссии по ТЭК, все подтвердили свои планы и готовы полностью обеспечить внутренний рынок. У Минэнерго есть специальный штаб, который регулирует эти вопросы, и при плановой остановке на ремонт будут обеспечены поставки с других заводов», — сказал Дворкович.

При этом глава компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов спрогнозировал плавный рост цен на топливо в России на 8–12% в связи с ростом акцизов.

Платные парковки

Власти Москвы, в конце декабря в очередной раз расширив зону платной парковки в спальных районах, вряд ли остановятся на нынешних рубежах. В 2017 году с почти стопроцентной вероятностью жителей столицы ждут новые парковочные зоны в «местах притяжения» автомобилистов. При этом формально инициатива, как обычно, будет исходить исключительно «снизу», а чиновники лишь с готовностью откликнутся на «просьбы» москвичей и отдельных муниципальных депутатов.

Очередное расширение может произойти не в конце года, как это обычно происходит, а уже в самом начале. Об этом в конце декабря заявил первый замглавы столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Сергей Андрейкин.

«Точечное расширение платной парковки в дальнейшем возможно. У нас и сейчас находится в проработке ряд улиц, которые не попали в зону расширения с 26 декабря», — отметил он.

При этом столичные власти позаботились и о том, чтобы снизить протестную активность со стороны недовольных москвичей и муниципальных депутатов: недавно в Мосгордуму был внесен законопроект, который приравнивает к митингам встречи с депутатами, формат которых регулярно выбирают противники платных парковок для выражения протеста. Эти акции уже не собирают большую аудиторию, но проходят в самом центре столицы, что, очевидно, доставляет властям определенное неудобство.

Кроме того, в 2017 году платная парковка должна появиться и в крупнейших городах Подмосковья — власти региона также сетуют на их транспортную перегруженность.

Лишение прав за тонировку

В 2017 году Госдума должна принять законопроект, повышающий штрафы за неправильную тонировку стекол. После того как за данное нарушение перестали эвакуировать машины на спецстоянки, в качестве меры наказания в законе остался лишь минимально возможный штраф — 500 рублей. Такие санкции явно не способны остановить нарушителей, и депутаты давно планируют их ужесточить.

Ожидается, что в случае принятия законопроекта за первое нарушение водителя накажут на 1,5 тыс. рублей, а за повторное уже оштрафуют на 5 тыс. рублей или лишат прав на срок от одного до трех месяцев.