«Авторынок наконец достиг дна»

В ноябре объем рынка новых автомобилей оказался на уровне прошлого года

Михаил Джапаридзе/ТАСС
Как стало известно «Газете.Ru», в ноябре в России было продано около 130 тыс. новых машин. Динамика продаж на авторынке улучшается третий месяц подряд, оказавшись при этом пока лишь на уровне ноября прошлого года. Эксперты ждут краткосрочного всплеска активности в автосалонах перед Новым годом, но дают пессимистичный прогноз на 2017 год.

Российский авторынок после многих месяцев падения продаж наконец вышел в ноль. По данным источников «Газеты.Ru», знакомых с предварительными подсчетами комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ноябре было продано примерно 130 тыс. новых машин — такое же количество автомобилей было реализовано в ноябре 2015 года. Правда, тогда рынок просел почти вдвое в сравнении с 2014 годом, когда покупатели сметали автомобили из салонов, пытаясь избавиться от быстро обесценивающихся рублей.

Большинство лидеров рынка показали по итогам прошлого месяца положительную динамику. Так, Lada прибавила 18%, продав 25,5 тыс. новых автомобилей.

Более скромный прирост — только на 4% — зафиксирован у обеих южнокорейских марок Hyundai и Kia, продавших в ноябре 15,7 тыс. и 14,6 тыс. машин соответственно. На 13% улучшила результат ноября 2015-го Renault, реализовав 11,6 тыс. автомобилей.

Также вышли в плюс компании Toyota (8 тыс. единиц; +7%) и Skoda (4,7 тыс. единиц; +4,7%).

Тем не менее улучшить прошлогодние результаты пока удается не всем лидерам российского авторынка. Так, входящие в топ-10 марок по объемам продаж Volkswagen и Nissan пока не могут присоединиться к общему тренду. Немецкий бренд показал продажи на уровне 7,5 тыс. единиц, что на 6% меньше, чем годом ранее, а японская марка продала в РФ без малого 6 тыс. машин — на 18% меньше.

Усилиями нескольких лидеров рынка, несмотря на их высокую долю в общих продажах, вывести итоговый результат в плюс не удается, поскольку на автомобили многих массовых марок спрос по-прежнему остается крайне низким, что влияет на итоговые цифры.

Например, ноябрьские продажи Chevrolet оказались на 11% ниже, чем за этот же месяц 2015-го, — 2,7 тыс. единиц. Марка Mitsubishi отчиталась о падении продаж на уровне 30% (1,4 тыс. проданных машин), а еще один японский бренд — Mazda — отстал от прошлогоднего результата на 10% (1,8 тыс. проданных машин).

Тем не менее, как и предрекали в АЕБ, во второй половине 2016 года началось замедление темпов падения продаж новых автомобилей, которое в ноябре произошло уже третий месяц подряд.

Эксперты уверены, что в декабре рынок может и вовсе выйти в плюс.

«Традиционные предновогодние акции заметно оживили спрос, — говорит директор по продажам и маркетингу компании РОЛЬФ Елена Московская-Муштак. — Клиенты ждали и дождались. По нашим прогнозам, в декабре этот тренд обозначится еще более убедительно. Тем более многие клиенты понимают, что в начале будущего года цены на автомобили могут вырасти».

Судя по всему, если продажи в декабре действительно пойдут вверх, прогноз АЕБ о проданных по итогам года 1,44 млн автомобилей может сбыться — пока за месяц до конца года объем авторынка составляет почти 1,28 млн единиц.

Декабрьский всплеск активности потребителей сменится затишьем после Нового года, но по сравнению с 2016-м рынок уже не будет падать, говорят эксперты.

«Рынок достиг наконец дна, — комментирует «Газете.Ru» ситуацию исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. — Думаю, что теперь, в 2017 году, продаваться будет такое же количество автомобилей, как в 2016-м. В начале года, конечно, будет сезонное падение, но я не думаю, что начнется катастрофа. Все-таки все уже привыкли к ситуации, так что начнет сказываться отложенный спрос».