Водителям закрутили гайки

Как с 1 сентября будут сдавать экзамены на водительские права

Алина Распопова
Сдача экзаменов в ГИБДД Павел Лисицын/РИА «Новости»
С 1 сентября сдавать экзамены для получения водительских прав придется с учетом нового регламента. В МВД заметно ужесточили требования к ученикам. Сложнее придется и при сдаче теории из-за дополнительных вопросов, и на практике, при прохождении которой появится опасность допустить новые ошибки.

Новый регламент по сдаче экзамена для получения водительских прав утвердили в МВД. Проверять знания будущих водителей по-новому будут с 1 сентября. Ранее представители автошкол не раз высказывались против новых ужесточений и просили доработать документ, чтобы устранить нечеткость формулировок. «Газета.Ru» при помощи экспертов Гильдии автошкол разобрала принципиально новые отличия документа.

За каждую из двух ошибок по пять вопросов

В настоящее время процесс получения водительских прав состоит из нескольких этапов. Сначала, конечно, обучение. По оценкам экспертов, на это в среднем уходит три-четыре месяца. Далее необходимо сдать экзамены: теоретическую часть, затем упражнения на специализированной площадке, а после этого — часть заданий выполнить в условиях города. На данный момент, чтобы сдать теорию, необходимо правильно ответить на 18 вопросов из 20.

Однако согласно требованию административного регламента, теперь на теоретическом экзамене за каждую ошибку (не более двух) придется ответить на пять дополнительных вопросов, в которых ошибаться уже нельзя.

«Все темы разделены на четыре блока, и ошибку можно сделать только в одном блоке, — пояснили «Газете.Ru» в Гильдии автошкол. — Всего будущему водителю надо правильно ответить на 20 вопросов, а в случае двух ошибок — уже на 30. Изучить придется, как и прежде, 40 билетов».

Усложнение «площадки»: не три задания, а пять

Нововведения ждут учеников и на площадке. Так, до 1 сентября здесь надо сдать три упражнения из пяти возможных. Теперь же их количество возросло и демонстрировать уровень владения автомобилем придется, исполнив уже пять упражнений из шести.

При этом на каждое задание теперь дается определенное время — две минуты.

В списке упражнений: повороты на 90 градусов, «змейка» (причем более простая, чем в предыдущей редакции), движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом, парковка транспортного средства и выезд с парковки, парковка для погрузки-разгрузки, на погрузочной эстакаде, остановка для безопасной посадки-высадки пассажиров, остановка и начало движения на подъеме и разворот в ограниченном пространстве. «В итоге получается, что водителю предложат 17 вариантов тестов вместо прежних 10», — отмечают в Гильдии автошкол.

Новые ошибки и штрафные баллы

Порядок начисления баллов при сдаче экзаменов не изменился. Зато добавился новый список ошибок, в том числе грубых — их совершение будет караться пятью штрафными баллами.

Так, теперь грубыми нарушениями считаются задержка начала движения на 30 секунд после команды экзаменатора, выполнение задания на площадке дольше двух минут, невыполнение или игнорирование задания экзаменатора.

«Последний пункт очень размыт, поскольку получается, что задание экзаменатора может быть любым», — говорят в Гильдии автошкол. Есть несколько новых «средних» ошибок стоимостью три балла. В их числе использование мобильного телефона и нарушение правил перевозки пассажиров. Также ошибкой во время выполнения задания будет считаться и заглохший двигатель. За каждую такую остановку экзаменатор начислит один штрафной балл, причем повторить ее можно не больше трех раз.

Скоростное маневрирование для мотоциклистов

Желающим получить водительские права категории А придется дополнительно исполнить упражнение с пятью конусами. Что скорее грозит большими проблемами самим мотошколам. Так, именно для этого упражнения теперь им необходима площадка длиной 80 м. «Так как многие автошколы предоставляют свои площадки для проведения экзаменов, их теперь придется переоборудовать именно под это упражнение. При этом большинство автошкол уже перешли на требования к площадкам, которые должны быть 0,24 га», — отметили в гильдии.

Примечательно, что в новом регламенте не определено время пересдачи экзамена в случае провала. В текущей редакции этот срок составляет семь дней. Как пояснили в гильдии, сейчас ученики будут проходить обучение согласно действующим правилам, а уже ближе к 1 сентября преподаватели будут отрабатывать задания с будущими водителями с учетом новых особенностей.

«Более 20 месяцев мы ждали этот регламент, и, конечно, он должен был выйти одновременно с программами обучения, — говорит «Газете.Ru» председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев. — Чтобы мы понимали, кто является безопасным водителем, каковы критерии этого определения, какими навыками он должен обладать.

Теперь же водителям закрутили гайки. Произошло ужесточение критериев приема теории, а также регламента выполнения заданий на закрытой площадке.

Теперь водители должны выполнять задания на время, как спринтеры. Есть большие сомнения в том, что при такой системе автошколы сконцентрируются на оттачивании прохождения элементов на время, а на практику в реальных дорожных условиях времени будет недостаточно. Поэтому мы будем продолжать диалог и пытаться вносить свои коррективы».

Напомним, что ранее Лобарев говорил «Газете.Ru», что программы по подготовке водителей, которые начали действовать с августа 2014 года, предназначены для того, чтобы готовить автомобилистов к сдаче экзамена в ГИБДД, а не к реальным поездкам.

«Время, отведенное на теорию вождения, увеличено практически на треть — до 190 часов, — говорит Лобарев «Газете.Ru». — Для сравнения: в Европе на теорию выделяется в среднем 34 часа.

В итоге сейчас учащемуся необходимо потратить восемь часов на то, чтобы ему разъяснили, как проехать пешеходный переход и железнодорожный переезд. На практику у нас отводится столько же времени, как и в Европе, — 50–80 часов. Но дело в том, что в России всего 28 часов отводится на практические занятия в реальных дорожных условиях. Остальное — это поездки по площадке. Это противоречит здравому смыслу. Отрабатываются площадка, упражнения, различные «змейки». В итоге учащиеся оказываются не готовы к тому, чтобы оказаться в реальных дорожных условиях».