Власти Московской области недавно объявили рекордный в российской истории конкурс на поставку и обслуживание камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. С победителем будет заключено концессионное соглашение по созданию и обслуживанию системы контроля безопасности дорожного движения сроком на 12 лет. Эксперты отмечают, что доходы в бюджет от штрафов с этих камер составят порядка 125 млрд руб. за 11 лет — первый год подрядчик потратит на монтаж и настройку оборудования.
Согласно конкурсной документации, система будет состоять из элементов обустройства автомобильных дорог: стационарных и передвижных комплексов фото- и видеофиксации, центра обработки данных, который также предстоит построить, нематериальных активов и иного оборудования.
В частности, концессионер установит на подмосковных дорогах 865 комплексов контроля скорости, выезда на полосу встречную полосу и движения по обочине.
Также в Московской области появятся 87 рубежей контроля ПДД на перекрестках: комплексы будут следить за соблюдением правила остановки перед стоп-линией. Сейчас в Московской области функционируют только десять таких комплексов.
Кроме того, согласно конкурсной документации, компания должна будет инвестировать в создание и обслуживание 150 мобильных комплексов на базе микроавтобуса, а также 103 комплексов на железнодорожных переездах. Кроме того, будет создано 595 рубежей видеоконтроля въезда-выезда из области: они нужны для аналитики и оперативно-разыскных мероприятий.
Компания, с которой будет заключено соглашение, обязана не только смонтировать все камеры за свой счет, но и полностью обслуживать систему в течение срока контракта.
Взамен она будет получать процент от штрафов, выписанных водителям, который за 11 лет с лихвой окупит все затраты подрядчика.
Такая форма сотрудничества была выбрана по причине того, что бюджет Московской области не располагает существенными средствами для создания столь масштабной системы контроля над соблюдением ПДД.
Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с российским рынком систем фото- и видеофиксации, концессионное соглашение по созданию и обслуживанию таких систем, завязанных на штрафы с граждан, имеет массу недостатков и рисков. «Во-первых, инвестор напрямую заинтересован в том, чтобы штрафов выписывалось как можно больше, поскольку государство только из этих денег и возвращает ему затраты.
Таким образом, с точки зрения вопроса снижения аварийности в России это бессмысленно: водителей просто будут по максимуму штрафовать, пополняя бюджет и расплачиваясь с инвестором.
Скорее всего, выбор мест установки камер будет обусловлен в первую очередь задачей фиксировать как можно больше нарушений.
Если же по каким-то причинам, например в случае резкого повышения в России суммы штрафов, водители станут меньше нарушать ПДД, инвестор может обанкротиться, и система просто перестанет работать».
Комментируя условия конкурса, собеседник также отметил, что общая стоимость создания системы оказалась более чем на 2,5 млрд руб. выше среднерыночной цены.
«Так, по конкурсу на установку камер заложено 10 млрд руб., хотя реально это может стоить около 7,3 млрд. Эта сумма рассчитана с учетом того, что будут использоваться дорожные комплексы «Стрелка СТ» — именно они в подавляющем большинстве сейчас «ловят» водителей в Москве и Подмосковье. При этом стоит отметить, что альтернатива — комплекс «Кордон» — стоит на 30% дешевле, а работает, по некоторым оценкам, на 50% эффективнее», — считает источник.
Суммарные затраты концессионера по контракту составят порядка 42 млрд руб.
По примерным расчетам, с учетом средних показателей по выписывающимся штрафам с дорожных комплексов государство выплатит инвестору в течение 11 лет порядка 60 млрд руб. Доходы в бюджет Московской области за этот же период составят около 125 млрд руб.
Рассмотрение заявок на участие в конкурсе состоится с 14 по 20 августа текущего года. После этого зарегистрированные участники представят свои проекты, которые будут рассматриваться до конца ноября 2015 года. Инвестор, с которым в результате будет заключено соглашение, в течение 46–53 недель обязуется наладить и запустить систему.
К концессионным соглашениям все чаще прибегают и российские регионы, где средств на развитие дорогостоящей системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД не хватает. Сейчас по такой схеме осуществляется контроль на дорогах в Забайкальском крае, в Рязанской и Костромской областях. В настоящее время проводятся аналогичные конкурсы в Волгограде, республиках Удмуртия и Дагестан. При этом Дагестан и крайне малонаселенная Чукотка до недавнего времени оставались единственными регионами, где камер фиксации нарушений ПДД не было вовсе.