Госномер по сходной цене

Экс-глава ГАИ России рассказал «Газете.Ru» о новом законе по регистрации транспортных средств

Алина Распопова
Уже в 2014 году водители могут получить возможность покупать госномер автомобиля по фиксированной ставке. Цена может зависеть от конкретного сочетания букв и цифр. Такую возможность автомобилистам должен дать принятый на этой неделе в первом чтении закон о регистрации автомобилей. Как изменится жизнь водителей и как будут продавать «красивые» номера, «Газете.Ru» рассказал один из его соавторов, экс-глава ГАИ России, сенатор Владимир Федоров.

— Для чего разрабатывался этот закон и как он повлияет на жизнь автолюбителей?

— Мы разрабатывали закон «О государственной регистрации транспортных средств» с целью ввести регистрацию именно на законодательном уровне. Все то, что в соответствии с Конституцией накладывает какие-либо ограничения на действия гражданина, должно быть объявлено законом. Поэтому в нашем законе как раз и предусмотрено, какие основания существуют для отказа в регистрации. Не подзаконные акты, не постановления правительства, не приказы министра внутренних дел, а именно закон. В нем сформированы четкие основания для отказа в регистрации. Ведь сегодня возникают вопросы, к примеру, по перебитым номерам, идут суды. Но это еще первое чтение, я уверен, что ко второму чтению появятся новые новеллы.

Этот закон касается каждого, кто будет приобретать автомобиль. На мой взгляд, автолюбителям от его принятия будет только лучше.

— Проект пролежал в Госдуме около двух лет, в чем причина?

— Сложность была именно в том, чтобы убедить правительство, что он нужен и полезен. Сейчас у них по поводу этого законопроекта сложилось положительное мнение.

— После принятия документа что изменится в процессе регистрации?

— Будет повсеместное восстановлена возможность регистрации транспортного средства непосредственно в месте покупки. Такая норма уже существовала ранее, ее придумали мы, но в ряде регионов это дело прикрыли. Я считаю, что эту практику необходимо продолжать. Конечно, изменится и стиль работы тех предприятий, которые выпускают номерные знаки, они вполне могут поставлять уже готовые таблички для того, чтобы потом можно было набивать эти номера.

Второй важный момент — закон позволит гражданам самим выбирать комбинацию цифр и букв в госномере.

Кому-то нравятся три одинаковые буквы, или три цифры, или определенные сочетания. Например, у меня есть приятель, номер квартиры которого я благодаря аналогичным цифрам на его номере уже запомнил на всю жизнь. Наша инициатива поможет водителям не доставать где-то и непонятно как эти номера, а спокойно выбирать их и покупать у государства.

— Это будет что-то вроде аукциона? Уже известен алгоритм действий?

— Закон этого не оговаривает, все будет решено позже, отдельным постановлением правительства. Я бы все-таки предложил организовать процесс не в виде аукциона. Нужно элементарно обозначить четкую стоимость каждой комбинации. Так сделали, например, в Литве и прекрасно себя чувствуют. Право выбора номера — одна сумма, три одинаковые цифры — другая сумма, три одинаковые буквы — другая и так далее.

— Не превратится ли в таком случае оплата выбранного номера в затяжной бюрократический процесс?

— Все должно происходить по принципу «одного окна» — водителям необходимо дать возможность все заплатить один раз в одном месте — и госпошлину, и стоимость подбора знака. Если говорить про стоимость, то какую-то долю должен получить его производитель, а какую-то часть — автосалон, который продает и регистрирует транспортные средства для того, чтобы покрыть свои расходы. Окончательно процесс оплаты также будет определяться постановлением правительства, главное — решить эту проблему юридически, а технологии уже можно выбрать, в этом ничего сложного нет.

— Роль ГИБДД в процессе постановки на учет как-то изменится?

— Сотрудники ГИБДД более квалифицированы в определении истории автомобиля по сравнению с работниками дилерских центров и никак не должны отходить от этих функций. Надо вернуться к былой практике и перенести всю эту работу в автосалоны.

С ГИБДД у нас достигнуто полное взаимопонимание, они совершено не возражают.

— Повлияет ли принятие закона на количество автомобилей с иностранными номерами?

— В данном случае эта ситуация не касается процесса регистрации машин. Ведь сейчас все подается под таким соусом, что иностранные граждане въезжают в Россию на машине с иностранными номерами для участия в международном движении и не обязаны регистрировать свою машину. Так же, как и мы по Европе ездим и не регистрируем автомобили в этот момент.

— Единая межведомственная информационная система учета транспортных средств, в которой будет аккумулироваться информация, поступающая, в частности, от таможенных органов и ГИБДД, будет разрабатываться в рамках вашего закона?

— Эта стезя не охватывается нашим законопроектом. Эта система оперативного регистрирования, которая существовала еще в советское время. Нужна она для того, чтобы, к примеру, водитель не уехал на своей машине за пределы России, не оплатив штрафы, которые здесь получил. Новую систему нужно было разработать очень давно. Думаю, что скоро это будет сделано.

— Спасибо, Владимир Александрович