ГИБДД посылает на три цифры

«Газета.Ru» разбиралась, как в Москве выдают номера с новым кодом региона 777

Анатолий Караваев
Столичная полиция после громкого скандала с выдачей «простой москвичке» «красивого» номера новой серии 777 решила восстановить свое реноме. Продемонстрировать прозрачность процедуры выдачи госномеров журналистам взялся лично замглавы столичной ГИБДД Виктор Коваленко. Образцово-показательное мероприятие прошло как положено, однако на главный вопрос — почему номера с броским сочетанием цифр и букв почти всегда оказываются на дорогих автомобилях и почти никогда на дешевых — полковник Коваленко ответить так и не смог.

В московской полиции явно не ожидали, что начавшаяся на прошлой неделе выдача номеров с кодом региона 777 сразу обернется громким скандалом. Об этом можно судить по тому усердию, с которым замглавы УГИБДД разъяснял журналистам тонкости выдачи номеров нового образца. Напомним, что данные неназванных сотрудников ГИБДД, изложенные «Российской газетой», о том, что первый номер новой серии «а001аа777» получила «рядовая москвичка на недорогом автомобиле», оказались недостоверными. Блогеры быстро выяснили, что обладательница заветного номера повесила его на автомобиль Mercedes GL 500 4Matic, стоимость которого на сайте дилера начинается от 5,2 млн рублей.

Позже в ГИБДД Москвы подтвердили, что владелица люксового «Мерседеса» действительно стала обладательницей первого номера серии и сделано это было на законных основаниях. Однако впечатление от важного события было уже подпорчено.

Демонстрировать абсолютную прозрачность процедуры выдачи номеров нового образца журналистов и активиста движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова пригласили в МОТОТРЭР № 1 на улице Верхней Красносельской, 15. С недавних пор, уверяют в ГИБДД, весь процесс выдачи номера автоматизирован и проходит без участия человека: кому что достанется, определяет компьютер.

По словам замглавы столичной ГИБДД Виктора Коваленко, номера с прежними кодами региона в Москве еще не кончились, но хватит их всего на пару недель.

В ГИБДД решили подготовиться к этому заранее — с прошлой пятницы одновременно во всех регистрационных подразделениях Москвы начали выдавать новые номера параллельно со старыми.

«Дело в том, что при выборе номера из базы данных свободных номеров компьютер автоматически выбирает тот, у которого серия начинается с буквы «а», и далее по алфавиту, — объяснял полковник Коваленко. – Если бы мы сейчас завалили подразделения новыми номерами, то они в компьютере все время выпадали бы первыми. И номера со старыми кодами региона, те, что пока еще ждут своих хозяев, так и продолжали бы «висеть» в базе».

Поэтому сейчас во все подразделения МОТОТРЭР ежедневно направляется лишь ограниченное количество номеров с серией 777. «Ежедневный запас в каждом отделе – около 500 номеров, из них порядка 100–200 — это новая серия, — объясняет Коваленко. – Когда номера с тремя семерками заканчиваются, компьютер освобождается от буквы «а» и мы переходим к выдаче остатка номеров со старыми сериями».

Пока полковник увлеченно рассказывал журналистам о тонкостях регистрации, в небольшом помещении, где сидели несколько слегка ошеломленных происходящим автомобилистов, гаишники время от времени выдавали водителям уже готовые номера с тремя семерками. Очередного посетителя к окошку вызывал громкий механический женский голос электронной очереди.

Обладателем двух табличек «а021аа777» стал скромный мужчина, уроженец Средней Азии.

Как и остальные посетители, он слабо понимал, что происходит, но по просьбе журналистов позировал с новым номером перед телекамерами. По словам мужчины, ездит он на стареньком «Опеле», а весь процесс регистрации занял у него 2,5 часа.

Услышав это, активист Шкуматов вспомнил, что еще пять-шесть лет назад эта процедура занимала у него не пару часов, а пару дней. Позитивное замечание тут же уловил и полковник Коваленко, довольно отметив, что, несмотря на некоторые недостатки, работа подразделений МОТОТРЭР в Москве в последние годы значительно улучшилась

Шкуматов кивнул, но как бы невзначай отметил, что, несмотря на всю прозрачность и автоматизацию, номера с «красивыми» сериями все равно почти всегда оказываются исключительно у владельцев дорогих машин. Почему так происходит, полковник Коваленко ответить не смог.

Возможно, ответ на этот вопрос ему могли бы подсказать подчиненные. Оказалось, что только в августе в Москве было возбуждено 16 уголовных дел по факту попытки дачи взятки сотрудникам МОТОТРЭР. За что именно полицейским предлагали деньги, если процесс выдачи номеров полностью автоматизирован, Коваленко не уточнил.

В качестве подтверждения объективности процедуры выдачи представитель «Синих ведерок» прямо попросил у Коваленко показать список из 999 автомобилей, владельцам которых были выданы номера с кодом 777 и популярной серией букв «ааа», и список 999 автомобилей с любой другой комбинацией букв. По мнению Шкуматова, идентичность примерной стоимости машин из обоих списков стало бы лучшей демонстрацией честности ГИБДД.

Виктор Коваленко к такой просьбе оказался не готов. Поняв, что под закон о персональных данных запрошенная информация не подпадает (Шкуматов не просил указывать, на какую машину выдан конкретный номер), он заявил, что, по его данным, обладателями номеров новой серии стали владельцы самых разных машин.

«Там и «ИЖ», и «Ока», и ВАЗ-2103 — в общем, самые разные машины вплоть до люксовых, например Porsche Cayenne»,

— отметил представитель ГИБДД, но после настоятельных просьб активиста в ближайшее время пообещал предоставить запрашиваемые им данные. «Нужно подождать некоторое время, пока разойдется определенное количество номеров, и тогда никаких проблем. Нам нечего скрывать», — добавил он.

В связи с этим полковник подчеркнул, что самый «красивый» номер всей серии — «а777аа777» — пока никому не выдан.

Тем временем в сети уже есть желающие его купить за 700 тыс. рублей.

Пустить журналистов внутрь помещения, где сидят инспекторы ГИБДД, Коваленко не смог: запрещено по инструкции. Но сам он, оказавшись там, охотно демонстрировал собравшимся, что все номера с серией «ааа» лежат в упаковке строго по порядку.

После того как полковник показал госномера с цифрами 036, 044, 050, Шкуматов поинтересовался у него, почему за несколько дней с начала выдачи они так и не разошлись. Внятного ответа Коваленко не дал, отметив лишь, что подразделение на Верхней Красносельской является «стартовым» для любой новой серии в Москве, поэтому номера с начальным сочетанием цифр выдаются именно здесь.

Кроме того, замглавы столичной Госавтоинспекции в ходе встречи рассказал, что ГИБДД в дальнейшем будет стараться улучшать инфраструктуру всех регистрационных подразделений и постарается все их перевести на круглосуточный режим работы. «В тех отделах, что уже работают 24 часа, число посетителей ночью оказалось ничуть не меньше, чем днем», — отметил он.

В ходе встречи Шкуматов предложил ГИБДД выдавать «красивые» номера за деньги, что уже давно практикуется во многих странах. Коваленко эту идею поддержал.

«Мы сами не против этой инициативы, в Госдуме уже давно пылится соответствующий законопроект на эту тему, но он никак не сдвинется с мертвой точки», — рассказал полковник.

По его мнению, в желании человека приобрести себе «красивый» номер на машину нет ничего предосудительного, хотя это уже давно не дает никаких привилегий.

«Сейчас подавляющее большинство нарушений фиксируются автоматическими камерами, — отметил Коваленко. – Ежедневно выписывается порядка 50 тыс. постановлений. А камере абсолютно все равно, какое там сочетание цифр и букв, — штрафы высылаются всем». Активист «Синих ведерок» даже тут смутил полковника, поинтересовавшись, когда такие камеры появятся на разделительной полосе на Кутузовском проспекте, по которой многие любят объезжать пробки.

«Действительно времена, когда «красивый» номер был сигналом для сотрудников ГИБДД об особом статусе его обладателя, давно канули в прошлое, — соглашается с представителем ГИБДД Шкуматов. – Сейчас этого нет, да и от камер фиксации действительно никакая серия не спасет. Корни всей этой ситуации уходят еще во времена СССР, когда гаишники по-особому относились к машинам с определенными сериями, например «мос». Тогда неприкасаемыми считались чиновники и спецслужбы. Потом это перешло и на номера нового образца, и получить какие-то привилегии захотели и просто богатые люди. Но ситуация давно изменилась. Где-то в регионах, конечно, такой пиетет еще может сохраняться, но не в Москве. Здесь «красивый» номер разве что удобен тем, что его легко запомнить».