Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Adblock против сайтов. Или все-таки «За»?

Как сделать рынок интернет-рекламы в России цивилизованным

Относительно недавно против Adblock Plus, который получил большое распространение в качестве дополнения к Google Chrome, началась массированная пропагандистская кампания со стороны крупнейших интернет-площадок в Европе и в России, которые недовольны блокировкой своей рекламы и тем, что Adblock фактически в одностороннем порядке устанавливает на рынке определенные стандарты «цивилизованной» интернет-рекламы, которая, по их мнению, не причиняет дискомфорт пользователям и не ущемляет их права. Редакция «Digital Газеты» решила предоставить Adblock'у возможность привести свои аргументы за этот путь развития онлайнового рекламного рынка.

Блокировщики за права пользователей и лучшую рекламу
«Вы отнимаете у нас хлеб!», - говорят нам представители интернет-площадок и их рекламодатели, аргументируя это тем, что мы блокируем рекламу, за показ которой они получают деньги. Одна из самых больших проблем, с которой сталкивается наш проект, - это неприятие с их стороны.
Они забывают, что интернет существует для людей, и пользоваться им должно быть приятно. Кричащая реклама, мигающие баннеры и всплывающие окна, которые невозможно закрыть, раздражают и не позволяют быстро найти нужную информацию. В итоге рекламодатели получают в свой адрес негатив, а площадки теряют пользователей. В долгосрочной перспективе навязчивая реклама вредит бизнесу, но в погоне за получением прибыли понять это удается не всем.
В этом отношении российский рынок онлайн-рекламы ничем не отличается от зарубежных сегментов сети — площадки и рекламодатели хотят, чтобы их рекламу не блокировали, и не видят особых проблем в ее навязчивости.

Вредный премиум
В рунете используются те же технологии, что и на передовых рынках, вроде США и Великобритании. Но сам подход к рекламе несколько отличается. В России часто во главу угла ставится не эффективность, а премиальность (премиальной считается реклама, которая располагается на первых страницах имиджевых площадок).
То есть rich media в виде, к примеру, анимированного ролика условного нового внедорожника, который разворачивается на весь экран при заходе на популярный сайт и который невозможно сразу скрыть — это премиум-реклама. Рекламодатели гонятся за охватом, желая получить контакт с как можно более широкой аудиторией, а площадки пользуются этим, продавая такую рекламу по более высокой цене.

На Западе бренды уже осознали тот факт, что размещение рекламы на главной странице «крутого» сайта может принести сопоставимый эффект с размещением нескольких баннеров на более скромных площадках, на которые заходит целевая аудитория. Проблема в том, что тяга к премиум-рекламе подразумевает использование навязчивых форматов – наиболее раздражающая реклама считается и самой дорогой. В результате представители компаний, желающих поддерживать свой имидж, выбирают именно ее и получают совершенно противоположный эффект – пользователи испытывают негатив.
Кроме того, такая реклама быстрее расходует батарею устройств. Исследователи из Microsoft и Berkeley доказали, что потребление энергии увеличивается на 23%. Получается, что в погоне за сиюминутной прибылью интернет-площадки размещают раздражающую энергозатратную рекламу, и только теряют из-за этого просмотры, поскольку гаджеты пользователей разряжаются гораздо быстрее.

Попытки борьбы с блокировщиками
Время от времени в СМИ появляются сообщения о том, что издательские дома или крупные онлайн-компании выражают свое недовольство деятельностью блокировщиков рекламы и даже грозятся подать на них в суд. Причиной тому – ощутимые, по их словам, финансовые потери от непоказанных баннеров и неэффективных кампаний.
Некоторые интернет-площадки вместо того, чтобы работать над качеством той рекламы, которую они размещают, объявляют подобное ПО вредным и даже опасным для Всемирной паутины и пытаются заставить своих пользователей отключить блокировщики. Они разрабатывают обходные маневры, чтобы затруднить использование сайта для посетителей с установленными расширениями, которые блокируют навязчивую рекламу. Например, выводят яркие баннеры или затемняют фон страницы, что делает некомфортным чтение текста.

Очевидно, что это путь в никуда – сайты должны сделать так, чтобы люди не хотели покидать их из-за внезапно появляющихся видео и баннеров, закрывающих нужный контент. Даже если площадке удастся принудить пользователей отключить блокировщик, люди останутся недовольны – ведь они будут продолжать видеть навязчивую рекламу. Пользователи приносят сайтам доход, поэтому таким откровенным образом игнорировать их мнение нельзя.

В навязчивой рекламе нет никакого смысла
Наши эксперты провели исследование, чтобы выявить эффективность различных рекламных форматов. В нем приняли участие 1200 респондентов.

На 300% чаще статичную рекламу называли «простой в понимании» по сравнению с анимированными баннерами со звуком или видео.

Способность пользователей к запоминанию рекламируемой информации и бренда в случае наличия анимации или размещения баннера на сайте с большим количеством рекламы, снижается на 36%.

Явление «баннерной слепоты» никто не отменял даже без блокировщиков – по данным исследователей из Goo Tehnologies, 82% респондентов игнорируют рекламу в сети, обращая больше внимания на офлайн и ТВ-рекламу.
Простая и понятная онлайн-реклама приносит больший эффект – так стоит ли воевать с блокировщиками и заставлять пользователей отключать их, когда куда более простое решение проблемы – это отказ от навязчивых рекламных форматов?

Что делать бизнесу
Сервисы для блокировки навязчивой рекламы появились не просто так – если бы пользователей интернета устраивала сложившаяся ситуация, то подобные проекты никогда бы не стали столь популярными. Люди устали от навязчивой рекламы и их мнение необходимо учитывать. Реклама может быть полезной – с ее помощью пользователи могут находить нужные сервисы и решать проблемы, принося доход рекламодателям и площадкам, но интернет при этом должен быть более удобным и безопасным. Все участники этой индустрии должны выработать подходы и правила к размещению рекламы и ее форматам.

Для решения этой задачи мы в Adblock Plus cоздали концепцию «допустимой рекламы» – определенный свод требований к рекламным баннерам и объявлениям. Сайты, которые размещают ненавязчивую рекламу, могут подать заявку и мы внесем их в белый список – больше их баннеры блокироваться не будут. Чтобы попасть в этот список нужно соответствовать ряду критериев: никаких мигающих баннеров и выезжающих окон, rich media вроде видеороликов на весь экран – мы постоянно дорабатываем список и вносим в него запрет на новые раздражающие рекламные форматы.

Пользователи не имеют ничего против рекламы, если она не мешает им, а значит, мы можем рассказать рекламодателям и интернет-площадкам о том, как сделать их рекламу более эффективной. Ведь чем меньше она надоедает, тем больше людей в итоге увидят ее. Эта ситуация идеально подходит под определение «win-win» – в выигрыше останутся все. Добиться этого можно путем компромисса – главное понять, что цивилизованный рынок онлайн-рекламы выгоден всем.

Что думаешь?
Загрузка