Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Моя страница меня выдает

Что расскажет о человеке страница в соцсети

Дмитрий Шестоперов 01.03.2016, 14:23
Northfoto/Shutterstock

Социальные сети собирают и хранят огромные массивы информации о пользователе. При этом тот может даже не подозревать, что о нем может стать известно другим, ведь заниматься настройками конфиденциальности слишком утомительно. О владельце страницы могут рассказать и другие детали.

В первые годы существования соцсетей регистрация в них была делом личным, можно было создавать массу аккаунтов для различных целей, регистрировать «фейки» и фактически с нуля рисовать виртуального «человека». Со временем правила регистрации стали жестче, потребовались и почта, и номер телефона.

Однако сейчас соцсети — это необходимость. Это в первую очередь инструмент общения, получения информации и, наконец, социализации в широком смысле. Немаловажную часть занимают и развлечения, которых также предостаточно. Здесь и видео, и игры, и развлекательные паблики и группы.

Первое время социальные площадки использовались сугубо для личных целей. Если нужна деловая сторона вопроса — добро пожаловать в LinkedIn. Но по крайней мере в России эта сеть не прижилась, и для делового общения стали использоваться и Facebook, и «ВКонтакте», и «Одноклассники».

Еще в 2011 году австрийский студент Макс Шремс, запустивший сайт «Европа против Facebook», направил запрос в Facebook, попросив прислать всю имеющуюся о нем информацию. В итоге он получил по почте CD, на котором содержался 1200-страничный документ со всеми накопленными за три года данными, в том числе из удаленных переписок. Объем информации в руках Facebook настолько поразил Шремса, что он объявил соцсети «юридическую войну».

Регистрируя аккаунт в социальной сети (не в различных сервисах, блогах или приложениях) и каждый день его обновляя, человек не создает выдуманный портрет, а проецирует свой настоящий образ. Если в Instagram можно загружать, например, лишь фотографии с вечеринок и дальних поездок и создать, таким образом, ореол успешности, то обычная социальная площадка посредством других косвенных факторов все-таки раскроет истинную суть более или менее верно.

Тем временем данными другого человека могут интересоваться не только спецслужбы или сотрудники отделов HR, но и так называемые сталкеры, следящие за каждым действием жертвы в соцсети. Их намерения могут быть как минимум странными и даже причинять реальный вред.

В противовес «сталкерам» существуют и «виртуальные параноики», которые десять раз подумают перед тем, как опубликовать фотографию или добавить информацию в раздел «О себе». Других подобная открытость, наоборот, не отпугивает — они готовы делиться с миром каждым шагом, что, в свою очередь, также может отпугивать подписчиков и «друзей».

Одним из чувствительных видов информации, который сопровождает выкладываемые в соцсети снимки, является местоположение.

Включенные геотеги при публикации позволят узнать местонахождение автора фотографии всем желающим. Кроме того, «ВКонтакте» и Instagram по фотографиям с геометками формируют целую карту, на которой отображаются все места планеты, посещенные пользователем. Также и новый сервис Twitter Periscope позволяет любому человеку увидеть, где находится ведущий трансляции.

Любые публикации в соцсетях по умолчанию доступны для всех пользователей, будь то друзья или случайные гости. Также и основная личная информация расскажет много о пользователе. Если в описании указаны места обучения и проживания в хронологическом порядке, то в результате получается и вовсе краткая автобиография. Кроме этого, при стандартных настройках страница в соцсети индексируется и поисковыми системами.

Достаточно много об интересах, политических взглядах и видах деятельности могут подробно рассказать группы и паблики, в которых состоит пользователь.

Существует и закрытая информация, которой владеет только соцсеть. Анализируя деятельность пользователя, она создает свой портрет, который пригодится рекламодателям. В отличие от контекстной рекламы, которая опирается на конкретный читаемый материал, таргетированная реклама зависит от виртуального портрета человека. Например, если пользователь интересуется техникой и подписывается на страницы о гаджетах, то и реклама будет предлагать ему приобрести тот или иной смартфон или планшет. И, конечно, мобильные приложения соцсетей всегда знают, где находится пользователь.

В современных реалиях практически невозможно не оставлять следов в сети неискушенному пользователю. На случай, если человек все-таки окончательно решит уйти с социальных площадок, существует даже несколько сервисов, которые облегчат задачу.

Портал AccountKiller, например, обещает удалить всю информацию из Facebook, а также из многих других социальных площадок. Тем не менее в комментариях пользователи сервиса пишут о том, что возможность войти в аккаунт после его «удаления» — это совсем не то, что обещает сервис.

Сайт justdelete.me — это набор активных ссылок на удаление из тех или иных соцсетей, форумов или онлайн-магазинов. При этом каждая ссылка обладает своим цветом. Зеленый цвет обозначает то, что удалиться с этой площадки очень просто, желтый — несколько труднее, красный — очень тяжело. Черный цвет говорит о том, что стереть свой аккаунт и информацию окончательно невозможно. Зеленым, например, подсвечена ссылка на удаление из «Одноклассников» или «ВКонтакте», а черным — удаление из Netflix.

Как бы то ни было, даже полное исчезновение из Instagram, Twitter, «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники» и прочих площадок не позволит избавиться от информации, которую интернет уже знает о пользователе. Кэш поисковых систем запоминает все, поскольку он делает слепок каждой новой частички информации, и ему совсем не обязательно иметь под рукой новый активный источник.