Почему провалился «КиноПоиск»

Бывшие работники «КиноПоиска» о его провальном перезапуске

Дмитрий Шестоперов, Владимир Тодоров 12.10.2015, 18:32
«Газета.Ru»

После скандала с неудачным перезапуском «КиноПоиска» портал временно получил прежний дизайн, а «Яндекс» принес извинения пользователям. «Газета.Ru» поговорила с авторами редизайна и выяснила, кто виновен в провальном обновлении «КиноПоиска».

После настоящего скандала, который разразился в интернете в связи с редизайном «КиноПоиска», «Яндекс» пошел на уступки пользователей и вернул порталу старый дизайн. Новая версия сайта теперь доступна по ссылке beta.kinopoisk.ru. Подобным шагом компания признала, что продукт компании «сырой» и нуждается в дальнейших доработках.

«КиноПоиск» сменил многолетний дизайн сервиса 8 октября. Портал взял курс на сотрудничество с онлайн-кинотеатрами, такими как «Амедиатека», tvzavr и «Ayyo», и обновил системы тегов и рейтингов для более быстрого поиска фильмов. «Яндекс» также сделал упор на предоставление информации о фильмах, идущих в прокате на данный момент, оставив любителей старых кинолент и знаменитых рейтингов «КиноПоиска» практически ни с чем.

Самый резонансный отзыв о новом дизайне сервиса оставил его создатель и бывший глава Виталий Таций, покинувший проект в 2013 году. Таций отметил, что «Яндекс» «наступил на все грабли, на которые можно было наступить» и подобный провал «войдет в учебники».

Не желая мириться с обновленным «КиноПоиском», пользователи подняли информационную шумиху в соцсетях и практически объявили войну «Яндексу». Помимо того что сервис лишился устоявшихся рейтингов (новая система выводила в топ российские картины, чьи оценки ранее были весьма посредственными) и списка фильмов, оставленных «на потом», «КиноПоиск» показывал постоянные сбои в работе. Кроме этого, чтобы зайти на портал теперь требовался аккаунт «Яндекса».

Позже под шквалом критики компания принесла извинения за все сбои и проблемы, которые наблюдались в работе с сервисом, а также пообещала вернуть старую версию на отдельный домен, чтобы подготовить все условия для перехода пользователей на обновленный продукт.

В частности, руководитель направления медиасервисов «Яндекса» Дмитрий Степанов отметил, что пользователи столкнулись с техническими проблемами в работе сайта, а некоторые из них не нашли информации и возможностей, к которым они привыкли за годы использования сервиса.

«Яндекс» вернул прежнюю версию «КиноПоиска» по основному адресу kinopoisk.ru и перенес новую на домен beta.kinopoisk.ru.


Бета-версия в новом дизайне будет открыта для всех, каждый сможет следить за изменениями и делиться своим мнением. Мы будем очень благодарны за отзывы и комментарии и планируем дорабатывать концепцию обновленного «КиноПоиска» вместе с неравнодушными пользователями. Одновременно с использованием привычных возможностей прежнего «КиноПоиска» можно будет продолжать выбирать и смотреть фильмы и сериалы в бета-версии. Весь контент пользователей сохранится как в прежней, так и обновленной версии», — подчеркнули в «Яндексе».

Однако источник «Газеты.Ru», близкий к разработке новой версии «КиноПоиска», считает, что ситуацию вряд ли удастся исправить, поскольку в большинстве проблем редизайна виновато руководство «Яндекса».

По его словам, изначально в «Яндексе» рассматривали возможность создания нового портала о кино с аналогичным «КиноПоиску» функционалом. Однако в 2013 году было принято решение выкупить «КиноПоиск» за $80 млн и основательно его переделать.

«Руководителем проекта была назначена Ольга Мансурова, которая предложила основателям сервиса и некоторым разработчикам принять участие в редизайне проекта в качестве консультантов, но большинство из них ответило отказом», — рассказал он «Газете.Ru».

В то же время новая команда разработчиков не слишком понимала специфику функционирования «КиноПоиска», поэтому многие их нововведения в итоге и вызвали столь негативный общественный резонанс.

«С момента покупки проект не был заморожен, как это утверждалось официально. Над ним постоянно шли работы, но выливалось это в основном в закрытие тех разделов, работу которых программисты не могли настроить под новый язык программирования», — отмечает источник.

Кроме того, все изменения функционала и дизайна сервиса проходили длительные согласования у руководителей проекта и юристов, что серьезно затягивало процесс разработки.

«Некоторая часть контента, в том числе трейлеры фильмов с YouTube, размещалась на ресурсе полулегально. Юристы помогали решить эту проблему, но это занимало немало времени», — вспоминает источник. Он также отметил, что большинство проблем новой версии «КиноПоиска» были выявлены еще на стадии ее альфа- и бета-тестов, однако они все равно перекочевали в финальный продукт.

По словам еще одного источника, близкого к проекту, после покупки портала «Яндексом» многие члены старой команды действительно покинули «КиноПоиск» и при разработке новой версии с ними практически не консультировались.

«Так что очевидно, что многие технические мелочи могли ускользнуть от авторов редизайна», — рассказал он «Газете.Ru».

По его словам, нынешняя версия «КиноПоиска» после столь негативного восприятия аудиторией должна быть основательно переделана или заменена на новую. «Эту версию можно смело выкидывать и начинать делать все заново, при этом расставшись со многими из нынешних разработчиков», — считает источник.

При этом причину провала источник также видит в организационной структуре «Яндекса», где каждое технологическое решение и видоизменение сервиса необходимо длительное время согласовывать со множеством инстанций.

«Но помимо разработчиков серьезно пострадали и партнеры новой версии «КиноПоиска» — легальные онлайн-кинотеатры. Они рассчитывали на рост числа посетителей и просмотров, а получили весьма негативный эффект, ведь теперь все связывают их с провальным редизайном», — подытожил источник.

Тем не менее случай с «КиноПоиском» — один из немногих примеров, когда под давлением общественности компания отказывается от не полюбившихся пользователям нововведений. В большинстве случаев сервисы просто игнорируют недовольные отзывы.

Пожалуй, одним из самых громких случаев в рунете стало введение микроблога в соцсети «ВКонтакте». Пользователей настолько не устроила новая система общения, что на просторах социальной сети стали появляться призывы не заходить во «ВКонтакте» на протяжении суток, чтобы Павел Дуров «вернул стену».

Также волну возмущений вызывали частые изменения интерфейса видеохостинга YouTube. В 2012 году YouTube сделал глобальный редизайн, близкий к сегодняшнему. Однако три года назад столь смелый шаг был встречен шквалом негатива. Многие пользователи замечали, что новый интерфейс имеет проблемы с мониторами различных диагоналей, а также утверждали, что больше никогда не будут пользоваться YouTube.

Не удалось избежать неприятностей и Facebook. Социальная сеть перенесла сообщения в отдельное приложение Messenger, которое практически моментально получило оценку в один балл из пяти возможных в AppStore и PlayМаркет. Мессенджер, помимо прочего, требовал обширного доступа к данным смартфона, включая список контактов, возможность редактирования, чтения и получения текстовых сообщений, а также запись аудио и видео.