Управа на SMS-спамеров

Во вторник вступают в силу поправки о борьбе с SMS-спамом

Юнна Коцар 21.10.2014, 08:24
iStockphoto

Поправки к закону «О связи», направленные на борьбу с SMS-спамом, вступают в силу со вторника. Согласно документу, теперь рекламные SMS можно будет рассылать только с разрешения самого абонента, а на спамеров можно будет пожаловаться операторам связи.

21 октября вступают в силу поправки к закону «О связи», направленные на борьбу с SMS-спамом. Согласно поправкам, рассылка SMS-рекламы будет разрешена только с согласия абонента. Исключением будут являться только те сообщения, которые операторы будут рассылать в соответствии законом, например рассылки от органов власти.

Рассылка будет считаться законной, если заказчик рассылки заключил прямой договор с оператором связи, абоненту которого предназначена рассылка.

Также, чтобы продолжать рассылать рекламные сообщения, будет необходимо получить согласие пользователя. Впрочем, это согласие может быть выражено в любой форме: согласно документу, таковым будет считаться любое действие, «позволяющее достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки».

Кроме того, будут запрещены рассылки, осуществляемые с федеральных номеров, то есть получатель будет видеть номер отправителя не в форме +79ХХХХХХХХХ, а в виде латинского текста и цифр, например SMS10.

Наконец, согласно поправкам, абоненты получат способ избежать ненужных рассылок. Если раньше операторы связи не могли блокировать рассылки, так как, согласно закону, они были обязаны доводить все сообщения до абонентов, теперь они смогут удалять номера абонентов из рассылки по их просьбе.

Впрочем, с последним пунктом могут быть сопряжены и проблемы: так, если абонент захочет отписаться от рекламной рассылки от банка, вместе с ней он может лишиться и сервисных сообщений, а также сообщений о транзакциях. Однако, согласно закону, банки обязаны доводить до сведения граждан информацию о каждой совершенной по карте операции, и отказ от такой рассылки неправомерен. Национальный совет финансового рынка уже обратился в Минкомсвязи с предложением обязать операторов рассматривать каждый случай отказа в отдельности.

Сами операторы связи приветствуют эти изменения в закон «О связи». «Только в рамках прямых договоров между оператором и заказчиком рассылок можно создать эффективную защиту абонентов от спама», — рассказал пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.

«Теперь заказчик рассылки обязан доказывать факт наличия согласия абонента на получение рассылки. И самое важное — новые нормы облегчают процедуру отказа от рассылок, для чего абоненту нужно будет просто обратиться к оператору, а не напрямую к распространителю сообщений».

Этим летом МТС начали переводить распространителей информационных и рекламных SMS с коротких и буквенно-символьных номеров на прямые договоры, в рамках которых оператор может проверять согласие абонентов на получение рекламы, уточнил Солодовников. Аналогично поступали и другие операторы «большой тройки»: так, «Мегафон» начал заключать прямые договоры с рекламодателями и блокировать сообщения с коротких цифровых и символьно-буквенных номеров в 2013 году. «Вымпелком» также развернул программу по противодействию SMS-спаму в конце прошлого года.

Раньше абонент был вынужден искать отправителя и отказываться от рассылки у этого лица, теперь в этом может помочь оператор, отметила пресс-секретарь «Мегафона» Олеся Яременко. Оператор сможет оперативно пресекать ненадлежащие рассылки самостоятельно.

Абонент может пожаловаться на ненужную рассылку в колл-центре, в любом салоне «Мегафона» либо отправив уведомление на бесплатный номер, добавила она.

Рассылки без согласия абонентов не выгодны ни крупным SMS-агрегаторам, ни известным торговым и сервисным сетям, это чревато репутационными и не только рисками, говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. И еще более важно это для оператора, ведь в большинстве случаев абонент, получивший рекламную SMS, не задумывается о том, кто прислал ее: в его глазах за все рассылки отвечает оператор.