Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Чьего хомяка съел Google

Google — это «платформа для пиратства» и поисковик, который «зажимает» маленькие компании, считает глава NewsCorp Роберт Томпсон

Эрик Хачатрян 19.09.2014, 10:38
Reuters

Google — это «платформа для пиратства» и поисковик, который «зажимает» маленькие компании. Письмо с таким содержанием было направлено в Еврокомиссию руководителем крупнейшего медиахолдинга NewsCorp Робертом Томпсоном. Google на это послание ответила лаконично, но довольно эффектно.

В письме, адресованном еврокомиссару Хоакину Альмунии, исполнительный директор медиагиганта News Corporation (NewsCorp) Роберт Томпсон обвинил Google в монополизме и нечестной конкуренции, а также назвал поисковик площадкой для пиратства. По словам Томпсона, Google эксплуатирует свой статус поисковика номер один в мире, оттесняя в поисковой выдаче предложения компаний, предлагающих конкурентные для Google сервисы.

Данное заявление прозвучало в свете разбирательства по антимонопольному делу, которое инициировали различные компании во главе с Microsoft: в 2010 году они подали в Еврокомиссию иск, в котором обвинили компанию в злоупотреблении своим положением на рынке.

В письме Google называется также «платформой для пиратства». «Компания, которая кичится своими способностями отслеживать трафик, решила не замечать незаконный и сомнительный контент, который всплывает в простейших поисковых запросах», — заявил Томпсон.

Еще один пункт, который разгромил CEO NewsCorp, — это система сертификации. По его словам, она была введена Google в отношении продуктов, относящихся к Android, для того чтобы иметь возможность откладывать или вовсе запрещать продукты других компаний и одновременно с этим иметь возможность работать над аналогичными продуктами.

Как сказал «Газете.Ru» Алексей Соловьев, управляющий директор Prostor Capital, все транснациональные корпорации рано или поздно попадают под обвинения в монополизме — и всегда от конкурентов. «Но смысл монополизма Google не в том, что у нее есть какая-то особенная «труба» или «рельсы», которых нет у других, а в том, что она смогла сделать то, что нужно большинству людей. Такое положение, как показывает история, всегда временное — рано или поздно оно заканчивается, как это случилось с Microsoft на рынке операционных систем или с Yahoo!, который был монополистом в некоторых продуктах на рубеже века», — считает Соловьев.

В свою очередь, управляющий партнер венчурного фонда Runa Capital и руководитель ИТ-кластера «Физтех» Дмитрий Чихачев сказал, что такая проблема действительно существует и обсуждается давно, но на столь высоком уровне поднимается впервые. «Очевидно, что монополия ведет к нечестной конкуренции — это базовое правило рыночной экономики. Я, в частности, давно критиковал модель ценообразования для контекстной рекламы, которая перераспределяет большую часть прибыли от бизнеса в пользу поисковика», — подчеркнул Чихачев.

По мнению Алексея Соловьева, бороться с подобной монополией бесполезно, и смысла в этом нет: такое положение на рынке будет продолжаться ровно столько, сколько потребуется пользователям, и разрушится со временем само собой.

«Пока он есть, монополист может использовать все его преимущества ровно так, как он хочет, на то он и монополист. Не думаю, что стартапам придется вообще «защищаться», — добавил эксперт.

Как отметил Дмитрий Чихачев, не до конца очевидно, как эту монополию можно нарушить. «Хотя одна из возможностей выхода просматривается: социальные сети и вообще развитие p2p-интернета ведут к снижению влияния поисковиков. Главное, чтобы это не привело к появлению уже новой монополии — на этот раз Facebook», — сказал он.

Система сертификации для продуктов на системе Android, по словам Соловьева, «абсолютно нормальная вещь», и Apple давно это делает. «Идея о том, что Google нарочно задерживает выход стартапов на рынок с целью «похищения» идей, лишена какого бы то ни было основания, ровно наоборот: такая стратегия была бы для Google абсолютно невыигрышной. Дело в том, что идея сама по себе ничего не стоит, ценность заключается в ее практической реализации. Все идеи лежат на поверхности или близко к ней», — говорит Соловьев. Ценность продукта, полагает он, не в идее, а в его способности привлечь миллионы пользователей. Чем скорее сервис выйдет на рынок, тем больше у него шансов доказать свой потенциал и привлечь на платформу Android еще больше пользователей.

Кроме того, добавил эксперт, обвинять одного из самых крупных в мире стратегов, покупающего по паре стартапов в месяц и тратящего на это миллиарды долларов, по крайней мере странно.

«Сертификация Google, так называемая CTS, направлена на производителей телефонов и противостоит реальной проблеме - фрагментации ОС Android. Были единичные случаи, когда Google использовал эту процедуру для конкурентной борьбы (например случай с Alibaba и Acer), но про то, чтобы какие-то ограничения вводились против разработчиков приложений для Android я не слышал, Google Play практически не модерируется (в отличие кстати от Apple AppStore)», — считает Чихачев.

О нелюбви владельца NewsCorp Руперта Мёрдока к Google знают все. Очевидно, что выпад Томпсона не является только личным мнением менеджера, но также попыткой медиахолдинга спровоцировать Google.

Сама же Google отреагировала на это крайне лаконично, буквально одной фразой: ее представители заявили, что Мёрдок обвиняет компанию в том, что она «съела его хомяка». Эта малопонятная для всего мира фраза стала широко известной в Великобритании после появления в 1986 году на страницах газеты The Sun материала под названием «Фредди Старр съел моего хомяка». Сам же Старр, известный британский комик, впоследствии неоднократно заявлял, что никаких хомяков и других млекопитающих из отряда грызунов он не ел. Ирония заключается еще и в том, что The Sun принадлежит именно империи Мёрдока — вместе с The Times, FOX, Wall Street Journal Europe и другими известными на весь мир СМИ.