Кого слушает президент

Google заплатит за детские шалости

Google вернет $19 млн за детские покупки в Google Play и приложениях

Юнна Коцар 06.09.2014, 11:13
iStockphoto

Корпорация Google согласилась компенсировать не менее $19 млн родителям за детские покупки в магазине Google Play и приложениях, сделанные без их ведома. Ранее с подобными требованиями сталкивались компании Apple и Amazon.

Google придется вернуть деньги за покупки, сделанные детьми без ведома взрослых: компания согласилась выплатить не менее $19 млн пользователям, чьи дети оплатили онлайн-услуги в магазине приложений и контента Google Play без их согласия.

Таким образом, компания урегулирует жалобу Федеральной торговой комиссии США (FTC), обвинившей Google в том, что корпорация взимала плату с родителей за детские покупки незаконно. По словам председательницы FTC Эдит Рамирес, в век мобильных технологий «очень важно напомнить компаниям о том, что потребители не должны платить за покупки, которые они не разрешили сделать».

Чтобы избежать повторных исков, Google изменит саму систему покупок в Google Play: теперь компания будет требовать согласия пользователей на денежные транзакции в Google Play и самих приложениях.

Стоит отметить, что основной причиной потери родителями денег стали не платные, а freemium, или «условно бесплатные», приложения. Скачать их пользователь может совершенно свободно, однако после этого он получает возможность делать покупки уже внутри приложения, например приобретать дополнительные предметы или жизни для персонажа в игре.

Google не единственная IT-корпорация, чьи пользователи потеряли существенные суммы из-за детских онлайн-приобретений. В июле FTC потребовала у компании Amazon ужесточить политику в отношении встроенных покупок, совершенных несовершеннолетними во время использования условно бесплатных мобильных приложений и игр, а также выплатить родителям денежную компенсацию.

FTC предложила Amazon сделать уведомления более заметными, требовать пароли для всех встроенных покупок и облегчить возмещение убытков. Комиссия заявила, что Amazon должна получать четко сформулированное согласие потребителей на все встроенные покупки. В Amazon предпочли обратиться в суд, чтобы защитить свои интересы.

При этом в компании подчеркивают, что возмещали убытки обращавшимся к ним пользователям. «Когда клиенты говорили нам, что их дети сделали нежелательные покупки, мы возмещали им убытки», — подчеркнул помощник главного юрисконсульта Amazon Эндрю Девор в письме к FTC.

В январе этого года возместить пользователям по меньшей мере $32,5 млн за детские покупки согласился еще один интернет-гигант — корпорация Apple. Несмотря на то что для совершения покупки в магазине приложений App Store или одном из приложений необходимо ввести пароль или авторизовать операцию другим способом, например через сканер отпечатков пальцев, в течение 15 минут после каждой авторизации можно оплачивать онлайн-услуги и без ввода пароля.

Несмотря на подобные сложности, родители могут обезопасить себя от неожиданных виртуальных трат, отмечают эксперты по безопасности. Правда, наиболее эффективные способы защиты оказываются и самыми радикальными.

«Наиболее эффективный способ защиты своего счета для родителей — отказ от привязки банковских карт к аккаунтам на Google Play, а также iTunes, Amazon и других площадках, продающих контент», — рекомендует руководитель отдела технического и маркетингового сопровождения ESET Russia Алексей Оськин. Если же этот вариант не подходит, можно создать для детей персональные аккаунты без доступа к родительским финансам.

Если взрослые пользуются с ребенком одним и тем же компьютером или мобильным устройством, необходимо убедиться, что логины и пароли не вводятся автоматически, добавляет Оськин. Оптимально будет периодически проверять общий девайс на предмет личных данных родителя.

Если же у ребенка есть свой ПК или ноутбук, на него следует установить «Родительский контроль» — это ПО, позволяющее ограничить доступ к сайтам по различным критериям, запретить запуск определенных программ или ограничить время работы компьютера, советует эксперт.

«Проблема в том, что большинство пользователей, особенно в Америке, не очень-то любят и могут читать инструкции до использования устройств, — рассуждает заместитель гендиректора компании Zecurion Александр Ковалев. — При этом даже если родители используют пароль на покупки, то дети часто этот пароль уже знают: более половины обычных пользователей интернета используют для всех сервисов и устройств одни и те же пароли».

IT-компании ничего не предпринимают, пока их потери от судебных исков не превышают прибыль от «обманутых» родителей, а с учетом волокиты в судебной системеы в среднем такие разбирательства могут длиться до нескольких лет, убежден Ковалев. При этом технически реализовать защиту от нежелательных покупок, добавить какие-то дополнительные инструкции и подсказки в телефон и на сайт продукта — дело максимум нескольких дней, особенно учитывая, что все эти проблемы давно известны, говорит он.