Кого слушает президент

Чему русским поучиться у итальянцев

Дарья С. 23.12.2009, 17:49

В прошлый раз я обратила внимание на разницу между русскими и итальянскими девушками, рада, что мое письмо опубликовали, и теперь мне хочется взглянуть на итальянцев вообще и поделиться наблюдениями. Итак, чему же нам можно научиться у итальянцев?

Предыдущий «личный опыт» нашей постоянной читательницы Дарьи С. читайте здесь. — ред.

Открытости и непосредственности.

Здесь все рады тебя видеть — улыбаются приветливо, с улыбкой отвечают на вопросы, не смотрят свысока. Правда, все латиноамериканцы придерживаются другого мнения об итальянцах, считая их занудами и снобами, но на взгляд русского человека итальянцы — само радушие.

Отношению к возрасту.

Замуж в 35? Первый ребенок в 40? Водить машину в 80? В порядке вещей! Итальянцы воспринимают возраст совсем не так, как мы. Конечно, тут другая продолжительность жизни, да и экономическая ситуация иная, но складывается ощущение, что в Италии наслаждаются каждым жизненным этапом, не спеша его скорее прожить. Одна моя знакомая рассказывала о своем диалоге с итальянцем. Ей нет еще и тридцати, ему — за сорок. Он спрашивает: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Она в ответ говорит, что выросла уже и с удовольствием занимается любимым делом, на что итальянец невозмутимо отвечает: «А я еще не решил!».

Отношению к детям. Если в России родители гуляют с ребенком, то в Италии ребенок гуляет с родителями.

Детей берут везде — по магазинам, на экскурсии, в поездки, в рестораны. У меня сложилось впечатление, что вокруг детей жизнь здесь не выстраивают, они растут, подстраиваясь под привычки взрослых. Еще одна маленькая, но приятная деталь — повсеместное использование школьных ранцев с колесиками и ручкой, за которую портфель ребенку удобно возить, а не гнуть спину под тяжестью учебников.

Уважению к инвалидам и пожилым.

Многие автобусы тут оснащены подъемниками и специальными местами для инвалидов-колясочников, им всегда готовы оказать помощь — на остановке водитель опускает подъемник и выходит помочь. На станциях метро есть лифты, тротуары и дорожки не представляют из себя непреодолимых препятствий, а специальные места на парковке никто не занимает. Здесь на виду медицинские магазины, предлагающие товары, облегчающие течение болезни или старость. Здесь это не стыдно.

Бережному отношению к истории.

Итальянцы хорошо понимают, что история и культура — те вещи, на которых базируется туристическая привлекательность страны, поэтому культурное наследие тут охраняют и оберегают. Владельцы помещений, обладающих исторической или иной ценностью, обязаны поддерживать их в надлежащем виде. Так вместо ремонта под евро в магазинах, например, встречаются средневековые росписи и старинные деревянные балки. Здесь принято гордиться историей, а не новоделом.

Любви ко всему своему.

Удивительно, но нации, находящейся в самом центре Европы, удалось сохранить трепетное отношение ко всему своему — машинам, еде, вину, одежде. В итальянских журнала почти нет рекламы иностранных марок; большинство итальянских мужчин мечтает о Ferrari; Starbucks здесь невозможен; в McDonalds подают салат с моцареллой и бургеры с пармезаном; на каникулы итальянцы отправляются в свои горы или к своему морю, а не за границу.

Умению одеваться сообразно ситуации и возрасту.

Русскую женщину за границей можно опознать либо по каблукам и неумеренному макияжу, либо так не красящей серости и забитости. Тип «тетка» в Италии почти не встречается — нет здесь усталости в глазах сорокалетних женщин, грузности, тоски. Итальянская молодежь в большинстве своем одета очень просто — кеды и джинсы, рюкзак, футболка, толстовка. В возрасте 30-35 начинают одеваться чуть более элегантно — мужчины покупают розовые рубашки и узкие брюки, девушки встают на каблуки. К пенсии элегантность достигает апогея — норковая шуба, лодочки, алые губы, букли и тонкая сигарета в пальцах, унизанных кольцами. Итальянские бабушки и дедушки — моя любимая категория прохожих, в них столько вкуса и любви к жизни! Они водят машину, ходят в театр, пьют кофе в кафе на площадях, ходят за покупками с забавной сумкой на колесах... Как жаль, что старшему поколению россиян многое недоступно!

Мобильности. Почти у каждого итальянца есть велосипед.

Любимая картина — дождь, сырость, на велосипеде по улице неспешно едет итальянская синьора на каблуках, одной рукой придерживая над собой зонт. Для полноты картины рядом может бежать собачка или ребенок может сидеть сзади в специальном кресле. Корзинка спереди — для покупок и сумки. Еще один любимый вид транспорта — мотороллер, пусть даже и не Vespa. Другой вариант — маленький автомобиль. На улицах итальянских городов почти нет седанов, не говоря уже о джипах (хотя в семьях с хороших доходом есть и они) — итальянцы предпочитают хэтчбэки микроскопических размеров. Одни из самых популярных моделей — Smart и новый Fiat 500. Очень часто в хозяйстве у итальянца есть и велосипед, и мотороллер, и машина, выбор делается по ситуации. Проезд на автомобилях в центр большинства городов разрешен только жителям этого района, так что мотороллер, motorino, как его тут называют, - отличный выход из ситуации. Велосипеды покупают недорогие — их очень часто воруют, несмотря на замки и цепи.

Отдыху. Война — войной, а обед и отпуск — по расписанию.

В августе итальянские города вымирают, все устремляются на море, на автострадах образуются многокилометровые пробки. В августе даже городской транспорт ходит по другому расписанию. Зимой обязательна settimana bianca, т.е. неделя на горнолыжном курорте. Лишить итальянца отпуска (так же как и обеда) могут только чрезвычайные обстоятельства.

Семейственности. Самое главное в жизни — это семья.

Все итальянцы об этом знают. Поэтому никто не смотрит недовольно в ресторане на родителей с маленькими детьми, поэтому в воскресенье не работают магазины, поэтому разводиться можно не раньше, чем через три года после свадьбы, поэтому немногие жертвуют семьей ради карьеры.

Сервису. Сервис по-итальянски — это удивительное радушие и отсутствие зависти со стороны персонала: продавцов в магазинах, официантов в ресторанах.

Конечно, попадаются и нерадивые работники, но многих отличает настоящая любовь к людям и своему делу. В области обслуживания работают не только и не столько студенты, как в России. Наоборот, очень много людей за 30, и даже за 40, которые не считают постыдным стоять за прилавком и помогать клиентам. Связано это в том числе и с тем, что большинство магазинчиков, лавочек и ресторанов — семейные.

Но и в крупных бутиках именитых фирм встречают не холодным оценивающим взглядом, как у нас, а приветливой улыбкой, даже если вы просто зашли поглазеть. Есть, правда, одно «но» - итальянцы уверенны, что все остальные люди на свете, точно так же, как и они сами, обожают общаться и никуда никогда не спешат. Поэтому нужно быть готовым к долгой беседе и неторопливому обслуживанию. Куда торопиться, жизнь-то длинная!