Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В большом футболе люди получают деньги просто за то, что вышли»

Интервью капитана женской сборной России по пляжному футболу Анастасии Горшковой

Капитан женской сборной России по пляжному футболу Анастасия Горшкова рассказала «Газете.Ru», с каким трудом команда добилась исторической победы в суперфинале Евролиги, разгромив Англию со счетом 8:2, объяснила, как миллионные зарплаты портят игроков в большом футболе и не дают добиваться успеха ни на уровне сборной России, ни на уровне клубов в еврокубках, и оценила работу Валерия Карпина в национальной команде. Также Горшкова рассказала, как относится к футболисткам сборной Украины, с которыми пришлось встретиться в рамках Евролиги, и почему в испанском клубе «Мадрид» именно она объясняет тренеру, как нужно играть.

«Полуфинал ЧМ никогда не забуду: так сердце колотилось на серии пенальти»

— Перед стартом суперфинала Евролиги вы не играли порядка месяца из-за проблем со здоровьем. Насколько тяжело было после паузы включиться в борьбу на таком уровне?

— (Вздыхает) Да, было тяжело включиться и набрать форму. Не думаю, что на этом турнире я была в своих оптимальных кондициях. Мне было сложнее все делать, ноги не так быстро бежали, как обычно. Этот месяц без тренировок сильно помешал. В тот период мне нельзя было вообще ничего — ни бегать трусцой, ни пресс качать.

— Однако вы все равно сумели одержать историческую победу в суперфинале, с чем мы вас поздравляем. Сейчас, по прошествии некоторого времени, какие у вас остались впечатления от турнира?

— Спасибо за поздравления. Сейчас остались только положительные эмоции. Это был хороший турнир с хорошими соперниками. Если смотреть на счет матчей, то кажется, будто Евролига далась нам легко (на групповом этапе Россия обыграла Украину 4:2, Нидерланды 7:4, Испанию 4:0, а в финале разгромила Англию 8:2. — «Газета.Ru»). Но на самом деле легко не было: каждая игра получилась напряженной.

Например, в матче с Нидерландами мы потеряли концентрацию — и пропустили четыре гола (Россия вела со счетом 5:0, но затем пропустила четыре мяча подряд и чуть не позволила соперницам перевести матч в овертайм. — «Газета.Ru»).

— В пляжном футболе уже давно острым является вопрос судейства — российские сборные часто с этим сталкиваются. В Евролиге вам тоже пришлось через это пройти — в частности, в игре с Нидерландами. По-вашему, это общий низкий уровень международного судейства или все-таки предвзятость в отношении России?

— Мне кажется, это был достаточно хороший турнир в плане судейства. Они не гасили так, как это иногда бывает — прямо откровенно.

Да, случались судейские ошибки, но они же тоже люди. У них может быть другое мнение. Где мы думаем, что был фол, они могут увидеть чистую игру. Либо мы зацепим кого-то, а судьи не заметят. Случались ошибки и в ту, и в другую сторону — это нормально. Мне кажется, Евролигу отсудили достаточно хорошо. Не было прямо фатальных, результативных ошибок.

— Женскую сборную России тренирует двукратный чемпион мира Илья Леонов. Насколько ценен опыт, которым он делится?

— Конечно, мы все понимаем, какой это был футболист. Он получал награду лучшего игрока мира, действуя в защите, чего добиться не так-то просто. К тому же о Леонове очень хорошо отзывается действующий тренер мужской сборной России по пляжному футболу Михаил Лихачев — говорит, что это был игрок топ-уровня. Конечно, мы понимаем, что Леонов может многому нас научить.

— Незадолго до вашей победы в Евролиге мужская сборная России в третий раз стала чемпионом мира. Их пример как-то вдохновил вас?

— Да, конечно, мужчины нас вдохновили. Мы ходили на матчи в Москве. Там была безумно потрясающая атмосфера.

Полуфинал со Швейцарией я вообще не забуду, потому что у меня там так сердце колотилось на пенальти — я даже не смотрела.

Все встали, а я просто опустилась на сиденье и не могла смотреть. Только по реакции публики понимала, был гол или нет. И когда Шкарин вытащил наших за 19 секунд до конца матча — это были незабываемые эмоции (Антон Шкарин сделал счет 5:5 и позволил перевести игру в дополнительное время, а затем в серию пенальти, которую выиграла Россия. — «Газета.Ru»).

«Мне нравилось, как играла сборная Украины при Шевченко: парни не боялись»

— В суперфинале Евролиги вам пришлось играть с Украиной (4:2). Обычно Россию и Украину стараются развести на международных турнирах во многих видах спорта, здесь же такого варианта не было. Чувствовали какое-то особое давление перед этой игрой, связанное с отношениями между двумя государствами?

— Я нормально отношусь к Украине и к девчонкам из сборной, как и в принципе к людям из Украины. Они нам ничего не сделали, как и мы им. Для меня спорт — вне политики.

— У вас на футболке написано «Шева» — откуда взялось это прозвище?

— Когда я приехала в Пермь, у меня была форма Андрея Шевченко, потому что он нравился мне как футболист (Горшкова начинала карьеру в большом футболе в составе пермского клуба «Звезда-2005». — «Газета.Ru»). Отсюда и пошло это прозвище.

— Чем именно вам нравился Шевченко как игрок?

— Очень редко футболисты из России, Украины, Белоруссии, Казахстана пробиваются в большие клубы и становятся там лучшими. А он сумел — и этим мне нравился.

Когда ты один за столько лет пробился в европейском футболе, играешь на таком высоком уровне, получаешь такие престижные награды и выигрываешь такие турниры — это дорогого стоит.

— Следите ли вы сейчас за его тренерской карьерой?

— Да, слежу. Мне нравилось, как играла его сборная Украины — парни не боялись. Поскольку Шевченко был нападающим, я думаю, такой стиль игры был привит именно им. Бывшие защитники или вратари предпочитают давать другие схемы: главное не пропустить, а там уже забьем. А футболисты Шевченко действовали довольно активно в атаке, и мне это нравится. Я сама люблю такой футбол.

«В большом футболе люди получают деньги просто за то, что вышли на газон. У нас такого нет»

— Между большим футболом и пляжным в России значительный контраст. В чем, на ваш взгляд, причина того, что сборная России по большому футболу ничего не может добиться на международной арене, равно как и клубы? Многие высказывают мнение, что дело заключается в слишком больших зарплатах игроков, которые и являются их единственной мотивацией.

— Возможно, дело действительно в деньгах. Например, мы в пляжном футболе играем бесплатно, а значит, мы повернуты на футболе. Мы берем отпуск за свой счет, чтобы куда-то съездить, просим кого-то подменить нас на работе. Мы работаем над собой постоянно — это отражается на поле.

В большом футболе люди получают деньги просто за то, что вышли на газон. У нас такого нет. В этом разница. Условно: можно год поиграть в Премьер-лиге, обеспечить себе всю жизнь и больше не работать. Это влияет на мотивацию.

А в пляжном футболе собраны фанатики, у которых, возможно, не получилось в большом, как у меня, либо они пришли в футбол слишком поздно. Но с такими фанатиками трудно не добиться успеха.

— Минувшее лето было богатым на крупные спортивные форумы, многие из которых были перенесены на 2021 год из-за пандемии. В их числе — чемпионат Европы по футболу. Сильно ли расстроились неудаче сборной России?

— Хороший результат на Евро был бы настоящим чудом. Все ожидали чего-то среднего.

Наш большой футбол надо менять на всех уровнях — задолго до уровня взрослой сборной. Нужно начинать с детей. Также стоит задуматься над изменениями в зарплатах молодых парней, которые попадают в Премьер-лигу, — чтобы у них был потолок и чтобы не случалось того, что мы обсуждали в вопросе о деньгах в большом футболе.

Если парень в 17 лет получает миллионы, то очень тяжело сохранять мотивацию. Это должен быть фанатик, каких очень мало. Как, например, Александр Головин или Алексей Миранчук, которые не сбавляют оборотов.

В общем, проблема у нас не на уровне сборной, а глубже. Поэтому ожидания от Евро и были такими, каким получился результат.

— Как оцениваете перемены, которые происходят со сборной России сейчас при Валерии Карпине?

— Сложно оценивать, пока нет результата. Я ожидаю, что в игре что-то изменится, но станет от этого лучше или хуже, никто не знает.

В некоторых матчах под руководством Карпина сборная играла не очень хорошо — как-то неактивно. Так что я жду изменений. Пока же сложно сказать, делает Карпин сборную лучше или нет.

Хотя, когда сыграли вничью с хорватами (0:0), несмотря на то что соперники были не в оптимальном составе, эпизодами было видно неплохую игру сборной России. Наши футболисты не боялись. Поэтому надежда есть. Посмотрим, как все получится.

«Санкции WADA? Мы можем послушать гимн России в раздевалке»

— Уже не первый год не утихают скандалы вокруг российского спорта, и из-за санкций Всемирного антидопингового агентства (WADA) наши сборные выступают без флага и гимна. Коснулось это и пляжников на чемпионате мира. По-вашему, справедливо ли, что страдать вынуждены даже те, кто не имеет отношения к нарушениям антидопингового законодательства — а таких все же большинство?

— Справедливо или несправедливо — если так решили, то ничего не поделать.

Тут либо вообще не ездить на турниры, либо ездить вот так — без флага и гимна. Но я не думаю, что это сильно влияет на результаты.

Все знают, кто мы, из какой страны, и мы сами это знаем. Да, гимн кого-то вдохновляет, но можно послушать его в раздевалке перед выходом на поле. Я не вижу в этих санкциях ничего, что привело бы к ухудшению результатов.

— Российских атлетов не перестают прессовать — и это опять же касается разных видов спорта. К примеру, на Олимпиаде в Токио теннисиста Даниила Медведева вывели из себя вопросом о «клейме обманщика», а пловец Райан Мерфи намекнул, что победивший его Евгений Рылов мог выиграть «грязно». Сталкивались ли вы с подобным отношением в пляжном футболе?

— Нет, я не сталкивалась с тем, чтобы к россиянам относились как-то нехорошо. Думаю, в пляжном футболе такого нет. Возможно, причина в том, что наш вид спорта не настолько медийный. Некоторые футболисты у нас работают и параллельно с этим играют за сборную России. Так что таких страстей у нас нет.

«Отыграла в чемпионате Испании, а через четыре дня уже участвовала в первенстве России»

— Несколько вопросов о вашей карьере. Вы начинали в большом футболе — почему решили перейти в пляжный? И почему, например, не в мини-футбол, в соревнованиях по которому вы тоже принимали участие, но не на постоянной основе?

— Я просто закончила с большим футболом, а в пляжный попала по чистой случайности. Когда я завершила карьеру в большом, то переехала в Санкт-Петербург, а там был клуб по пляжному футболу «Звезда». И я начала за него выступать.

Почему не пошла в мини-футбол? Для этого у меня не совсем подходит генетика: все футболистки там маленькие и резкие, а у меня другие физические данные.

Просто быть в мини-футболе, а не быть одной из лучших мне бы не понравилось. Поэтому я туда и не пошла.

— Любопытный факт: на сайте profi.ru есть ваш профиль, где говорится, что вы проводите индивидуальные тренировки по футболу и общей физической подготовке. Действительно ли это так? И если да, то каким образом вы успеваете это делать, находясь в Испании, где вы выступаете за «Мадрид»?

— Да, я провожу тренировки по футболу и по физической подготовке. В Мадриде я нахожусь недолго, так что это не сильно влияет на тренировочный процесс. Можно сделать паузу на одну-две недели, либо написать план, по которому игрок будет сам тренироваться.

— Каким образом вы оказались в «Мадриде»? И как проходила адаптация в испанском клубе?

— Меня позвали в «Мадрид» после того, как на Кубке Европы я стала лучшим бомбардиром, а испанская команда как раз искала нападающего. Так совпало, что моя подруга, с которой мы играли в большой футбол, сейчас живет в Мадриде. Через нее со мной и связались.

Адаптация в испанском клубе прошла нормально, хотя английский они знают не все и не очень хорошо.

Я тоже не все могу сказать по-английски, но мы пользовались переводчиками и справились. Девчонки там хорошие. Европейцы же такие — очень улыбчивые, открытые, всегда хотят помочь. Поэтому было нетрудно адаптироваться на самом деле.

— Почувствовали ли разницу между отношением к футболу — какому бы то ни было — в России и в Испании?

— Есть разница в менталитете. Если игрок что-то сделает не так, то мы, российские футболистки, можем напихать, сказать, как нужно было сделать. У испанок такого нет. Потерял мяч — ну, беги отбирай.

Также в Испании другое отношение к поражениям. Когда мы проиграли матч украинскому клубу «Мрия», они не ходили в депрессии, не грустили, в то время как у меня вообще не было настроения из-за этого.

Испанки говорили мне: «Успокойся, это уже прошло, это уже не изменить. Да, мы сегодня проиграли, но завтра победим». И это очень круто! Я просто не умею проигрывать, и для меня это было очень сложно. А они говорят: «Ничего страшного, не произошло ничего сверхсерьезного».

Хотя не знаю, может, в большом футболе поражения воспринимаются испанками по-другому — они ведь все играют в достаточно хороших командах и лигах.

— Вы рассказывали, что выступаете за «Мадрид» в чемпионате Испании третий год — и при этом параллельно играете и в чемпионате России. Как возможно такое совмещение?

— А почему это невозможно? Это же разные федерации. Если даты матчей не накладываются друг на друга, то я могу спокойно выступать и там, и там. Однажды я даже за четыре дня до игры поехала на чемпионат России. Я отыграла турнир в Испании, прошло меньше недели — и у меня уже начался чемпионат России. Меня как-то звали в чемпионат Польши — и вот там как раз совпали даты с первенством России, поэтому я не смогла туда поехать.

— В этом году вы выиграли Euro Winners Cup в составе «Мадрида», при этом в финале вашим соперником была российская «Звезда». Сложно ли было играть против соотечественниц, многие из которых являются вашими партнерами по сборной?

— Сложность была в том, что футболистки «Звезды» хорошо меня знают, как и я — их.

У нас в «Мадриде» тренер… во-первых, она вообще не тренер и тем более не пляжный. Она игрок большого футбола, причем молодая девушка — не с огромным опытом. Поэтому она не очень понимала пляжный футбол: как правильно играть, как грамотно проводить замены.

Так, чтобы футболистки играли по семь-восемь минут — это можно в критической ситуации, но не постоянно. А у наших тренеров в «Мадриде» не было этого понимания, и я даже подсказывала им.

Также я объясняла, как нужно играть против вратаря, который вводит мяч в игру только руками, а как против того, кто играет ногами (как было в случае со «Звездой»). Говорила, как в таком случае нужно обороняться. Так мы разбирали соперниц — и это помогло добиться результата.

Вообще в Испании есть хорошие тренеры по пляжному футболу, но именно в команде «Мадрид» с нами не работали специалисты-пляжники, поэтому я доносила до девчонок то, что знаю.

«Цель — стать лучшим игроком в мире и открыть свою школу»

— Каких еще целей вы планируете добиться в спорте? Что мотивирует вас сейчас?

— Мы выиграли европейские турниры, но на мировых пока не брали золотых медалей. Сейчас я хочу выиграть что-то мировое — это меня зажигает. И, конечно, личные награды. Я все время говорю, что для меня очень важно получать не только командные медали, но и личные награды. Стать лучшей командой в мире или лучшим игроком в мире — это круто и мотивирует меня сейчас.

— А какие цели мотивируют вас вне соревнований?

— Есть цель открыть свою школу индивидуальных тренировок. Это необходимо игрокам — особенно в женском футболе.

Из-за того что девочки приходят в футбол гораздо позже, у них нет арсенала отработанных навыков. Некоторые парни, например, не думают, как развернуть ногу при определенной передаче, какую приложить силу, потому что они с пяти лет уже тренируются, и у них все эти навыки на другом уровне. У женщин — нет.

К примеру, я только в 16 лет пришла в футбол и присоединилась к команде. А некоторые мальчики к тому моменту уже 12 лет пинали по мячу. Поэтому у нас есть такая проблема, и подтянуть эти навыки можно индивидуальными тренировками и количеством повторений.

У меня есть знакомые в европейских странах, и они говорят, что в хороших академиях там уделяют много внимания индивидуальным занятиям либо работе в маленьких группах — например, нападающий-защитник или нападающий-вратарь.

За счет количества повторений ты больше не думаешь, что делать с мячом на поле, — это уже внутри тебя. Поэтому я хочу основать свою школу по индивидуальным тренировкам.

Для этого нужно поработать, накопить стартовый капитал и заняться школой. Есть много идей, и сейчас я думаю над тем, как воплотить их в жизнь.

— На каких тренеров вы ориентируетесь или будете ориентироваться, когда откроете свою школу индивидуальных тренировок?

— Есть достаточное количество знакомых тренеров, которые очень грамотны, — я буду с ними советоваться. С какими-то специалистами я уже работала сама и понимаю, что и как они делают.

Если вспоминать большой футбол, то со мной в пермской «Звезде-2005» работал Горан Алексич, который объяснял много нюансов, на которые ты обычно не обращаешь внимания и не думаешь, правильно сделал или нет. А он объясняет, как правильно: в какой ситуации в дальнюю ногу мяч отправлять, в какой — в ближнюю, через какое плечо разворачиваться, чтобы не терять секунды, которые решают на поле. До таких мелочей.

Я считаю, что это очень важно, потому что при Горане команда играла очень хорошо. Она была собрана из молодых девчонок и четырех-пяти уже поигравших лидеров и добилась огромных успехов — несколько раз выиграла чемпионат и Кубок России. Когда Горан ушел, они все равно продолжали играть на высоком уровне за счет этих «стеночек» и передач.

Также я хотела бы добавить про моего тренера из команды ИТМО Владимира Владимировича Нахратова. Он работает в мини-футболе.

Когда я пришла в этот вид спорта, то вообще не понимала, что делать и куда бежать. Владимир Владимирович за короткое время сделал из меня игрока, которого заметили и звали в «Аврору», хотя я считаю, что у меня для мини-футбола вообще нет данных. Вот это тренер с большой буквы.

Загрузка