30 мая 2016

 $66.01€73.54

18+

Онлайн-трансляции
Свернуть

«Шахматы — восприятие ума нации»

Шахматы топ-уровня на стыке спорта, бизнеса и политики

Фотография: World Chess

Являются ли шахматы признаком ума нации, почему IT-компании следят за соревнованиями в этом виде спорта, как происходит выбор мест проведения чемпионских матчей и почему этой осенью в Нью-Йорке настанет «момент Х» для шахмат — в эксклюзивном интервью организатора турнира претендентов в Москве Ильи Мерензона «Газете.Ru».

В эти дни в Москве проходит претендентский турнир: восемь гроссмейстеров сражаются за право осенью сыграть матч за чемпионскую корону с норвежцем Магнусом Карлсеном. Однако сами соревнования в здании Центрального телеграфа являются лишь верхушкой большого айсберга огромного количества связанных с шахматами мероприятий, которые в марте проводятся в российской столице.

О том, что находится «за кулисами» шахмат топ-уровня и приводит в движение все механизмы, от организационно-коммерческого до именно спортивного, корреспонденту «Газеты.Ru» и рассказал глава компании Agon Limited, проводящей соревнования под брендом World Chess, Илья Мерензон.

— Прежде всего поясните, пожалуйста, что такое World Chess, компания Agon Limited и как это все соотносится с Международной шахматной федерацией (ФИДЕ). Какова организационная структура проведения турниров?
— Она достаточно банальная. Есть ФИДЕ — официальная спортивная организация, в которую входят 186 [национальных] федераций. У нее есть права на организацию официальных турниров, например чемпионата мира, которые она передает другим. В нашем случае она передала компании Agon на много лет вперед права на организацию турниров чемпионского цикла.

По сути, Agon — это такая коммерческая версия ФИДЕ, которая занимается тем, что организует турниры, продает спонсорство на условиях контракта с ФИДЕ.

— Кроме шахмат, она занимается еще чем-то, другими видами спорта?

— Нет, исключительно шахматами. Это компания, которая была создана по требованию ФИДЕ, решение утверждалось на генеральной ассамблее федерации, было принято единогласно. И компания Agon получила права на проведение турниров. Когда это было сделано, мы подумали, что шахматы — это абсолютно самостоятельное понятие. Мы заказали студии Pentargam ребрендинг шахмат как таковых. World Chess — это просто шахматы.

Тот лейбл, который вы видели, это не знак компании Agon или World Chess, такой компании нет. Мы просто сделали ребрендинг шахматного спорта. Как, например, у футбола есть лого — его футбольный мяч.

Поэтому существует ФИДЕ, компания Agon, которая является владельцем коммерческих прав на организацию турниров, и существуют просто шахматы.

На наш взгляд, этот ребрендинг был необходим, потому что шахматы, особенно чемпионского уровня, это было что-то такое непонятное. World Chess — это и есть шахматы чемпионского уровня, цикл чемпионата мира.

— Всем известно, как происходит выбор места проведения Олимпийских игр или чемпионата мира по футболу. Как решается тот же самый вопрос — о проведении поединка за шахматную корону?
— Это может происходить точно так же, но не происходит. У нас есть права на проведение, они же и обязанность провести такой матч. Мы его можем организовать где угодно — это наше решение.

В некоторых случаях мы публикуем тендер, которым предлагаем некоторым шахматным организациям или федерациям выдвинуть свои города. Выдвигаем некоторые условия. Если такие заявки есть и они соответствуют нашим интересам, мы их принимаем.

— Какие критерии существуют, чтобы заявка была принята?
— Их всего четыре. Первое и самое важное, потому что мы еще находимся в стадии «раскрутки», — нам важно, чтобы город был достаточно большим, чтобы в нем были медиа, которые влияют на развитие шахмат.

Там должны быть не только местные СМИ, но и корпункты глобальных СМИ. Поэтому мы и проводим следующий матч за титул чемпиона мира в Нью-Йорке, там даже то, что пишут местные СМИ, имеет какой-то глобальный отзвук.

Второе — должна быть хорошая транспортная инфраструктура. Например, большой аэропорт, чтобы туда можно было долететь без пересадки. Третье — это хорошие партнеры и спонсоры в этом городе, для которых проведение турнира важно.

И четвертое — мы бы хотели, чтобы публика там любила шахматы. Например, в Китае есть большие города, где популярны не обычные шахматы, а именно китайские. Там наш турнир никто не сможет оценить.

— В матче за шахматную корону есть еще одна принципиальная вещь — гарантированный призовой фонд. Это также ваша обязанность?
— Да, и по отношению к ФИДЕ, и по отношению к участникам матча.

— Минимальный фонд чемпионского поединка — миллион долларов. Как находятся такие средства?

— Это спонсорство. У нас есть внятная структура спонсорских пакетов и очень четкое предложение.

То есть мы точно знаем, сколько людей смотрят турнир, каким образом ассоциируются с ним, знаем, сколько составляет аудитория чемпионата мира. Например, аудитория чемпионата мира — это более миллиарда человек.

— Я видел цифру в 600 миллионов…
— Это те, кто говорит, что он играет в шахматы хотя бы раз в год. Миллиард — это те, кто почитают новости об этом событии.

Например, когда был последний матч за звание чемпиона мира в Сочи и с Магнусом Карлсеном играл Вишванатан Ананд, в миллиардной Индии, где он является суперзвездой, это не только показывали по телевидению, это реально из всех холодильников шло.

Только в Индии была гигантская аудитория, но также матч показывали в новостях в 158 странах. Поэтому и считается, что тех, кто каким-то образом соприкоснется с этим событием, их больше миллиарда.

Так исторически получилось, что чемпионат мира по шахматам является важной новостью. Не политической, не спортивной, а просто новостью. Таких мало, и спонсорство — это продажа ассоциации с шахматами, и мы ее предлагаем на долгосрочной основе. До этого такой возможности не было.

Второй уровень — это продажа событий в рамках мероприятия. Это сервисы, которые шахматы могут предоставить.

Например, крупные IT-компании, типа Google, Касперского, находятся в серьезной конкуренции за сотрудников. Они убедились, что шахматы являются хорошим показателем того, насколько человек способен в области IT. Они хотят среди шахматистов набирать себе сотрудников — заманивать с помощью чемпионата мира и хватать там.

Это для них достаточно важный инструмент. Найти одного сотрудника для Google — дороже годовой зарплаты этого сотрудника.

— То есть эти компании входят в партнерство, чтобы создавать активности на турнире, преследуя такие свои цели?
— Конечно. Мы работаем с одной IT-компанией в Нью-Йорке с мероприятиями в ведущих университетах США, где есть очень крутые шахматные клубы. Мы проводим с ними активности, которые будут потом транслироваться в HR этой компании.

Это один из примеров. Есть масса способов внутри чемпионата, который является большим новостным поводом, показать компанию.

Еще, в отличие от других видов спорта, шахматы — это такая фокусная штука: в Норвегии прошлый матч за звание чемпиона мира показывали 20 дней в течение семи часов на главном канале. То есть они отменили новости. На второй день матча в стране продали все шахматные наборы — не было ни одного.

Так что спонсоры могут быть уверены, что сам принцип организации матча — два человека сидят на сцене — приведет к тому, что их логотип будет на виду.

— Если брать шахматы как пирамиду спорта — вы являетесь ее самой верхушкой. При этом международная или национальные федерации должны заниматься пополнением основания этой пирамиды — популяризацией. Вы как-то участвуете в этом процессе?

— Напрямую. ФИДЕ получает финансирование от нашей активности. Она получает долю от сформированного призового фонда.

Мы стараемся встраивать в ту же программу «Шахматы в школах» наши мероприятия, особенно в тех странах, где это актуально. Мы передаем свои решения по дизайну, брендинг этим проектам. Помогаем привлечением средств этим программам — проводим мероприятия, доля от доходов которых идет конкретной федерации, где мы организуем мероприятие.

Де-факто мы все же разделяем коммерческую и некоммерческую деятельность, и последнюю на ежедневной основе осуществляет ФИДЕ. Мы стараемся максимально помогать.

— Многое в шахматах высшего уровня связано с политическими моментами. Например, те же отношения Армении и Азербайджана влияют на участие гроссмейстеров в турнирах. Как вы решаете эти моменты?
— Есть политкорректный ответ и есть реальный. Первый — что шахматы вне политики. Мой ответ другой. Есть огромная конкуренция между странами. Шахматы — это лакмусовая бумажка, такое восприятие ума нации.

Почему шахматы поддерживают на высочайшем политическом уровне? В 26 странах президенты или премьер-министры возглавляют национальные шахматные федерации. Это реальная ассоциация с тем, насколько нация считается умной.

Это очень соответствует нашим интересам. Она полезна с точки зрения бизнеса. Надо просто использовать интересы стран для того, чтобы продвигать спорт.

— Но отношения стран могут влиять на спортивную составляющую…
— Каким образом?

— Например, не участвует в этапе Гран-при в Баку армянин Левон Аронян, что уменьшает его шансы отобраться в претендентский турнир…
— На самом деле он участвует, приезжал в Азербайджан не так давно. Но когда я говорил с ним или с игроками из других стран, политика — она работает до того момента, пока ты не зашел в зал, потом все отключается и остаются просто шахматисты, которые реально рубятся друг с другом, пытаются выиграть.

Вопроса о том, что кого-то не допускают до игры, ни разу не было за последнее время.

— Но сам человек стоит перед таким выбором — участвовать мне или нет.
— Да, это решается политически, но никто не ограничивает игроков. И все эти разговоры, по сути, идут на пользу, потому что привлекают внимание к шахматам. И никак не влияют на игру шахматистов — они так же настраиваются, готовятся, пытаются победить.

Политические коллизии просто показывают то, насколько шахматы важны. Важнее, например, чем керлинг — вокруг него такого шума нет. А вокруг шахмат есть.

Мы максимально используем связь шахмат с политикой. Например, шахматы — это еще и платформа для общения бизнесменов. Поэтому мы и изменили подход к организации мероприятий, обратив внимание на VIP Lounge.

Потому что, черт возьми, там же уровень Давоса! Где бы мы ни проводили турниры, там премьер-министры, главы стран, топовых компаний.

— Что касается работы по организации турниров, уровня претендентского или за шахматную корону — есть ли тонкости, связанные с теми пожеланиями, которые выдвигают участники?
— Райдеры такие…

— Точно. Многие шахматисты, например, следят не только за своей интеллектуальной формой, но и физической. Были ли какие-то необычные пожелания с их стороны?
— Их требования абсолютно базовые. Участники нынешнего турнира живут в гостинице, где есть все необходимые условия. Каких-то особых пожеланий у них нет. Они могут быть во время чемпионата мира, но участники их удовлетворяют сами.

Например, к еде. Магнус Карлсен приезжает со своим поваром. Потому что ему именно в тот момент нужна определенная диета, чтобы быть в форме.

На самом деле, для игроков в шахматы страшно важно не только быть в форме, но и чувствовать, что ты в форме. Они на это обращают огромное внимание.

Но их требования к организаторам базовые: спортзал, нормальная комната, возможность тренироваться, общаться с секундантами, хороший доступ в интернет, возможность отдыхать.

— Про Карлсена я слышал, что как раз в Сочи во время матча за чемпионство с Анандом он попросил организовать футбольный матч.
— Это была просьба, а не какое-то пожелание. Даже это традиция: норвежские журналисты с Карлсеном играют в футбол.

Проблема была даже в другом — у нас была очередь из людей, которые сразу стали футболистами, чтобы сыграть с Карлсеном.

— Есть ли план того, как будет освещаться матч в Нью-Йорке, и ваших целей — что вы хотите получить от активностей в рамках него?
— Примерный план есть, хотя мы пока и не до конца знаем, где (в каком помещении. — «Газета.Ru») будет проходить матч. Но я могу сказать, что для шахмат это будет «момент X». И вот почему. Потому что Магнус Карлсен — это суперзвезда, на которую в Нью-Йорке молятся. Например, приглашают на Уолл-стрит, он суперзвезда в этой среде.

Второе — то, что сейчас количество смартфонов перевалило за 70% и на большинстве из них установлены шахматы. За всю их историю «глаз», которые будут следить за матчем, никогда не было так много.

Третье — это сам Нью-Йорк. Когда эти вещи еще раз совпадут? Да никогда! И мы не хотим упустить такую возможность для спорта и сделать что-то абсолютно необычное.

Если бы вы побывали у нас в офисе и увидели стену, на которой есть результаты мозгового штурма… Это надо быть в тяжелой степени опьянения, чтобы осознать все, что там есть, начиная от гигантского стеклянного куба на Таймс-сквер до подводной студии.

Могу точно сказать, что это будет что-то очень необычное — то, что само по себе станет новостью.

Конечно же, мы тесно работаем со СМИ, и для них это тоже станет важным событием. Например, уже сейчас The New York Times на этот год назначила шахматного корреспондента. Это гигантский шаг для газеты, которая определяет повестку дня в мире.

Третье, что мы будем делать в Нью-Йорке, — использовать то, для чего он создан. Это вечеринки со звездами. Там гигантское количество знаменитостей, которые обожают шахматы: Кевин Спейси, Джей-Зи, Блумберг. Они и сейчас задействованы в шахматах, но там будет как бы такое острие копья.

Так что матч за шахматную корону я себе представляю как очень интересное мероприятие с использованием новейших IT-решений, с кучей «красных дорожек» и где-нибудь в интересном месте с суперзвездами шахмат. Примерно так.

Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице шахмат, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».

Рейтинг ФИДЕ (мужчины)

Игрок О
1. Карлсен (Норвегия) 2851
2. Каруана (США) 2804
3. Крамник (Россия) 2801
4. Гири (Нидерланды) 2790
5. Вашье-Леграв (Франция) 2788
6. Накамура (США) 2787
7. Аронян (Армения) 2784
8. Карякин (Россия) 2779
9. Дин (Китай) 2778
10. Со (США) 2775
11. Ананд (Индия) 2770
12. Эльянов (Украина) 2765
13. Харикришна (Индия) 2763
14. Свидлер (Россия) 2762
15. Ли (Китай) 2756
16. Топалов (Болгария) 2754
17. Грищук (Россия) 2752
18. Мамедьяров (Азербайджан) 2748
19. Гельфанд (Израиль) 2740
20. Ю (Китай) 2737
21. Андрейкин (Россия) 2736
22. Навара (Чехия) 2735
23. Ван (Китай) 2734
24. Домингес (Куба) 2732
25. Раппорт (Венгрия) 2731
26. Яковенко (Россия) 2731
27. Ван (Китай) 2728
28. Адамс (Англия) 2727
29. Раджабов (Азербайджан) 2726
30. Бу Сянчжи (Китай) 2723

Рейтинг ФИДЕ (женщины)

Игрок О
1. Хоу Ифань (Китай) 2663
2. Конеру (Индия) 2575
3. М.Музычук (Украина) 2561
4. Ю Веньюн (Китай) 2559
5. Костенюк (Россия) 2556
6. А.Музычук (Украина) 2555
7. Дзагнидзе (Грузия) 2537
8. Смилюте (Литва) 2536
9. Лагно (Россия) 2529
10. Дронавалли (Индия) 2514
11. Тань Чжунъи (Китай) 2509
12. Стефанова (Болгария) 2507
13. Сюэ Чжао (Китай) 2504
14. Гунина (Россия) 2497
15. Джавахишвили (Грузия) 2493
16. Погонина (Россия) 2490
17. Себаг (Франция) 2490
18. Петц (Германия) 2489
19. Жукова (Украина) 2489
20. Лей Тинджи (Китай) 2487
21. Горячкина (Россия) 2485
22. Н.Косинцева (Россия) 2483
23. Бациашвили (Грузия) 2476
24. Боднарук (Россия) 2475
25. Галлямова (Россия) 2475
26. Шень Ян (Китай) 2472
27. Крамлинг (Швеция) 2471
28. Хотенашвили (Грузия) 2470
29. Сокко (Польша) 2469
30. Хоанг Тхань Чанг (Венгрия) 2467




/sport/2016/03/21/a_8135531.shtml