Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Каспаров приходил навести хаос»

Итоги шахматной олимпиады и конгресса ФИДЕ

Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов сказал, что после завершения конгресса ФИДЕ в Ханты-Мансийске у него нет никаких антипатий ни к Анатолию Карпову, ни к Гарри Каспарову*. С ним согласился известный шахматный меценат, глава московского офиса ФИДЕ Давид Каплан, заявивший, впрочем, что победа российского кандидата Илюмжинова гарантирует шахматному миру спокойствие и возможность поступательного развития.

Глава мировых шахмат Кирсан Илюмжинов, переизбранный на недавнем, 81-м по счету конгрессе ФИДЕ в Ханты-Мансийске, находясь в Москве, рассказал об итогах как самого конгресса, так и о проведенной в нашей стране Всемирной шахматной олимпиаде.

«Вы знаете, как решался вопрос о проведении олимпиады еще в столице предыдущих соревнований в Турине четыре года назад. Было пять кандидатов, подавших заявки на проведение турнира, жаркие дискуссии. Только с третьего раунда Ханты-Мансийск победил с разницей в шесть стран, ― сказал он. ― За четыре года инспекторы и руководство ФИДЕ посещали город. Можно сказать, что за неделю все объекты были приняты. И организация олимпиады, а также проведение конгресса ФИДЕ по оценке инспекторов получили «пять с плюсом».

«В период проведения олимпиады и конгресса мы проводим закрытые опросы у участников. В Дрездене два года назад были замечания, в частности, по транспорту и кухне. В Ханты-Мансийске же были прекрасные условия. Спонсоры ФИДЕ и руководство Ханты-Мансийского автономного округа многое сделали для проведения соревнований, ― добавил он. ― Стоит поблагодарить РШФ за подарок для шахматистов ― новое здание Международной шахматной академии, вошедшей в систему ФИДЕ. Там будут учиться и проводить подготовку наши будущие чемпионы. Стоит поздравить нашу женскую команду с первым для нее чемпионством, как и мужскую сборную Украины с победой».

По словам Илюмжинова, Ханты-Мансийск подал заявку на проведение в следующем году Кубка мира, который и пройдет в столице ХМАО. Т. е. российский город примет этот турнир уже в четвертый раз в своей истории. Шахматная же олимпиада в 2014 году пройдет в норвежском Тромсе, который опередил заявку из Болгарии. Бюджет олимпиады в Тромсе, по словам Илюмжинова, составит 15 млн евро.

― Можно ли сказать, что после этих выборов ваше противостояние с Анатолием Карповым завершено?

― У меня никогда не было противостояний ни с Анатолием Евгеньевичем Карповым, ни с Гарри Кимовичем Каспаровым.

С 1993 года я являлся одним из спонсоров и того и другого. В частности, летом 1996 года я нашел $2 млн в качестве призового фонда для матча Карпова с американским гроссмейстером Гатой Камским, который, как вы помните, состоялся в Элисте. Да и в июле во время предвыборной кампании мы вместе встретились в Гаване во время мемориального турнира, посвященного Хосе Капабланке, и там тоже успели переговорить. Вполне естественно, что после оглашения результатов я сказал, что приглашаю Анатолия Евгеньевича поработать в команде в президентский совет ФИДЕ. После консультаций он согласился работать в должности пожизненного посла ФИДЕ в международных организациях и представлять федерацию на различных крупных событиях.

― Вы можете подумать в следующий раз о том, чтобы не привязывать выборы президента ФИДЕ к шахматной олимпиаде, поскольку они оттесняют соревнования на второй план?
― Понимаете, так уж традиционно с 1924 года сложилось, что во время олимпиады проходит и конгресс ФИДЕ. Президент и кандидаты в президенты ФИДЕ общаются не только с делегатами конгресса, но и с шахматистами, членами иностранных федераций. И важные решения принимаются на совместных встречах. Ведь многие делегаты конгресса являются одновременно и капитанами команд, и игроками.

― Если Карпов стал бы вице-президентом, смогли бы вы тогда сработаться?
― Если он согласится ― то вопросов у меня нет, так же как и каких-то к нему антипатий.

― Нет ли планов у вас привлечь и Каспарова к мировому шахматному движению, к работе в ФИДЕ?
― Я встречался на конгрессе с его представителями, поскольку Гарри Кимович плотно работал с шахматной федерацией США. Никаких противоречий у меня с ним нет. Да, то он говорил, что уходит из шахмат, то потом возвращался. Мне хотелось, чтобы Гарри Кимович, как выдающаяся личность, принес много пользы именно для развития шахмат, а не участвовал в политических баталиях. Каждый должен заниматься своим делом. Его представители и согласились работать в комитетах ФИДЕ.

― Правильно ли, что шахматы во многом управляются администрацией президента РФ, ведь именно эта организация сыграла большую роль в вашем выдвижении на пост главы ФИДЕ?
― В декабре, когда была предложена моя кандидатура, около 60 регионов РФ, а также и федеральные округа единогласно выбрали мою кандидатуру. Поэтому роли администрации тут я не вижу.

На встрече помимо Илюмжинова и главы московского представительства ФИДЕ Давида Каплана присутствовал и делегат конгресса ФИДЕ Лари Эббин с Бермудских островов. Этот функционер, в школе которого на родине играют около 20 шахматистов (при зарегистрированных 140 игроков на островах), запомнился в Ханты-Мансийске тем, что принудил успокоиться Гарри Каспарова (признан в РФ иностранным агентом), когда тот поднял шум в начале заседания конгресса, чуть не сорвав его.

«Когда я пришел в зал конгресса, я подумал, что плохо слышу. Был сильный шум, и я увидел людей, которые его и издавали. Также я увидел, что ими дирижировал Каспаров. Поэтому я встал и стал кричать на него: «Уважай дом, в котором находишься», ― сказал он. Я придвинулся к нему ближе и стал кричать ему в лицо те же самые слова по поводу уважения.

Каспаров пытался мне ответить, что надо обратиться к швейцарскому законодательству, а его адвокаты почему-то стали выступать со словами, что необходимо защищать законы Швейцарии.

После такой перепалки в течение трех минут ему пришлось сесть, как и остальным его сподвижникам, и конгресс начал работать».

― Как вам удалось вступить в такой диалог с Каспаровым, ведь многие его побаиваются, и откуда у вас взялась смелость так резко ответить чемпиону мира, чтобы он замолчал?
― Я говорил от имени не только себя, но и остальных любителей шахмат. Есть протокол, который люди, сидящие в зале, должны уважать. Как сам протокол, так и выступление президента. Конгресс никогда не закончится, если право слова будут предоставлять не только делегатам конгресса, но и гостям. Каспаров являлся только гостем, а не делегатом конгресса и не был президентом ни одной из федераций. Я сидел прямо за ним и видел, что человек пришел навести не порядок, а беспорядок, то есть какой-то хаос. Пришлось слушать людей, которые кричали и размахивали руками в зале. Я три дня добирался до Ханты-Мансийска и имел право знать, что происходит на конгрессе. Поэтому терпеть того, что там было, я не мог. Но у меня ничего личного против Каспарова нет.

По словам же Давида Каплана, в столице ФИДЕ уже расписало программу развития шахмат на шесть лет вперед. Одной из главных целей является введение в общеобразовательные школы обязательного урока этой игры. Через два года при должной поддержке спонсоров такие уроки должны появиться в общеобразовательных учебных заведениях по всей стране. Также известно, что уже в следующем году в интернете будет открыт огромный портал, объединяющий всех шахматных пользователей и любителей. В частности, на нем каждый пользователь может получить рейтинг в заисимости от уровня игры.

«Победа Илюмжинова и его команды — это победа порядка и развития шахмат во всем мире», — сказал он.

Другие материалы можно посмотреть на странице шахмат.

*  признан в РФ иностранным агентом
Что думаешь?
Загрузка