Прекрасно разыграв дебют и с первых же ходов заставив ошибаться соперника, Каспаров в итоге вынудил программу пойти на жертву качества, которая не спасла позицию черных. Создалось впечатление, что компьютер, вопреки ожиданиям, слабее Каспарова не только в общей оценке позиции, но и в дебютных разработках.
Гарри Каспаров продолжает на протяжении уже более 20 лет оставаться ведущим шахматистом мира во многом благодаря прекрасной школе, что в данном случае означает уникальное знание и понимание позиций, которые были когда-либо сыграны в турнирах любого уровня. Подобного успеха Гарри Кимович добился не без помощи компьютерных программ, которые сохраняют в своей памяти эти партии, но лишь человеческим интеллектом они модернизируются и позволяют любителям шахмат наслаждаться произведениями искусства, подобное которым создал Каспаров в своей первой партии с «Дип Джуниором».
Компьютер играл «по шпаргалке», Каспаров же точными ходами, как ветер, уносил прочь нужные страницы из дорогого текста. Программа делала ходы как будто из разных партий — настолько разрозненно выглядели фигуры черных.
А новинка, примененная Каспаровым на 13-м ходу, и вовсе спутала все карты хваленой машине.
В дальнейшем вместо компьютера мог бы играть его оператор — хуже позиция черных не стала бы.
А все началось с первого хода Каспарова — пешкой на d4! С людьми Каспаров редко играет подобное начало, однако компьютер он решил удивить. Разыгранное программой славянское начало в его одном из самых острых меранских вариантов, видимо, было
Гарри Каспаров — «Дип Джуниор». 1-я партия
1.d4 d5 2.c4 c6 3.Кc3 Kf6 4.e3 e6 5.Kf3 Kd7 6.Фc2 Cd6 7.g4 dc 8.C:c4 b6 9.e4 e5 10.g5 Kh5 11.Ce3 0-0 12.0-0-0 Фc7 13.d5 b5 14.dc bc 15.Kb5 Ф:c6 16.K:d6 Cb7 17.Фc7 Лae8 18.K:e8 Л:e8 19.Лhe1 Фb5 20.Kd2 Лc8 21.Крb1 Kf8 22.Крa1 Kg6 23.Лc1 Cb6 24.b3 cb 25.Ф:b3 Лa8 26.Ф:b5 C:b5 27.Лc7 — черные сдались
предварительно изучено человеком досконально: общеизвестно, как важно в психологическом плане для Каспарова удачно начать матч или турнир. Так или иначе, но Каспаров вышел из дебюта с большим преимуществом, и уже к 10-му ходу комментировавший партию на сайте www.worldchessrating.ru известный аналитик Сергей Шипов отметил, что у черных большие проблемы. Серию точных ходов, целью которых, в первую очередь, стало выживание черных фигур из центра, Каспаров завершил обратной рокировкой, обозначив обоюдоострое продолжение партии.
В тот момент, когда компьютер, если бы был человеком, внутренне почувствовал бы возрождение надежды, Каспаров и применил новинку — ход пешкой на d5, после чего во владения черных вторгся белый конь.
Тут-то компьютер и заметался: прогнать «злобного зрителя» возможности не было, как и разменять.
А конь, наблюдая вблизи позиции соперника, подавлял движения черных ладей по восьмой горизонтали, которые намеревались было угрожать белому королю по вертикали с.
В итоге «Дип Джуниор» решился на жертву качества за инициативу, которую Каспаров пресек на корню простым ходом короля на b1, уходя с проблемной вертикали. Затем выиграл пешку и, угрожая съесть еще одну, залез ладьей на седьмую горизонталь. В этой позиции программа признала свое поражение. Спастись от еще большей потери материала черные могли лишь ценой разменов, после которых их шансы на спасение приблизились бы к нулю.
Вторая партия матча состоится в ночь на среду по московскому времени.