Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Психолог назвал навязчивость психическим расстройством

Психолог Самбурский объяснил, как избавляться от надоедливых людей

Навязчивость – это не просто неприятная черта характера, а серьезное психическое расстройство, которое может иметь разные причины и проявления. Об этом «Газете.Ru» рассказал бизнес-психолог, клинический психолог «Клиники доктора Аникиной» и автор Дзен-канала «Экологичный психолог» Станислав Самбурский.

«Навязчивые люди страдают от низкой самооценки, страха одиночества, неуверенности в себе, комплексов неполноценности или зависимости. Они не умеют устанавливать и соблюдать границы в отношениях, не уважают чужое мнение и пространство, не контролируют свои эмоции и импульсы. Они нуждаются в постоянном подтверждении своей значимости и любви со стороны других людей, а также в терапии или даже лечении», – объяснил эксперт.

По его словам, навязчивость может быть разной степени тяжести и выражаться в разных формах поведения. Среди наиболее распространенных видов навязчивости можно выделить навязчивые действия, чувства, отношения и мысли.

«При желании избавиться от надоедливого человека, в чем часто трудно признаться даже самому себе, в первую очередь нужно определить свои границы», – рекомендовал Станислав Самбурский.

Так, стоит подумать о том, что для вас является приемлемым и неприемлемым в общении с другим человеком. Что вы готовы делать для него и что нет? Что вы хотите получать от него и что нет? Что вы можете прощать ему и что нет? Запишите свою границу на бумаге или произнесите ее вслух. Следующий шаг – сообщить о своей границе навязчивому знакомому.

«Скажите человеку прямо и четко о том, что вы хотите от него видеть или слышать. При этом не нужно быть грубым или агрессивным, но и не нужно быть излишне мягким или извиняющимся. Используйте формулировки «Я хочу», «Я не хочу», «Я прошу», «Я требую». Например: «Я хочу быть с тобой друзьями, но я не хочу получать от тебя 10 сообщений в день. Я прошу тебя уважать мое время и пространство». Или: «Я ценю ваше мнение о моей работе, но я не хочу слышать критику даже по незначительному поводу. Я требую говорить со мной конструктивно и корректно», – сообщил психолог.

Он также посоветовал следить за соблюдением своей границы. Если человек продолжает нарушать вашу границу после того, как вы ему о ней сообщили, то вы должны действовать последовательно и решительно.

«Не поддавайтесь на его уговоры, уловки или угрозы. Не позволяйте ему манипулировать вашими чувствами и не давайте ему повода для обиды или жалости. Просто повторяйте свою границу каждый раз, когда он ее нарушает, и действуйте в соответствии с ней. Например, если человек звонит вам постоянно, то не берите трубку или отключите телефон. Если он пристает к вам на работе, то отвечайте ему кратко и деловито или уходите от него. Если он приходит к вам домой без приглашения, то не открывайте ему дверь или попросите его уйти. Да, это сложно и может казаться вам грубым, но только так вы сможете отстоять себя», – констатировал эксперт Самбурский.

Специалист добавил, если все вышеописанные способы не помогают, и человек продолжает доставать, можно решиться на более радикальный шаг – прекратить с ним любое общение. Это может быть трудно, особенно если это родственник, друг или коллега, но иногда это единственный выход из ситуации.

«Скажите человеку, что вы больше не хотите с ним общаться и объясните причину. Затем перестаньте отвечать на его звонки, сообщения, письма или визиты. Избегайте мест, где вы можете с ним встретиться», – рекомендовал психолог.

Ранее в Роскачестве объяснили, как избавиться от назойливых рассылок и рекламных звонков.

Загрузка