Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Без учителя точно никак»: школьники готовятся к итоговой аттестации в режиме онлайн

Как школы Москвы преодолевают сложности дистанционной подготовки к экзаменам

Продолжающаяся всеобщая самоизоляция вносит серьезные коррективы практически во все сферы нашей жизни, и система образования не стала исключением. К счастью, современные технологии позволяют не прерывать обучение школьников даже сейчас, когда и они, и учителя вынуждены оставаться дома. Совсем скоро старшеклассникам предстоит сдавать экзамены – ОГЭ и ЕГЭ. «Газета.Ru» выяснила, как проходит подготовка к ним в условиях дистанционного обучения.

Самостоятельность и дисциплина

Полный переход на дистанционное обучение, а особенно подготовка старшеклассников к экзаменам, стал настоящим вызовом для многих московских школ, однако нельзя сказать, что учителя совсем не были к такому готовы. Педагоги не первый год практикуют формат «дистанционки», учителя пользовались web-ресурсами и в привычном режиме работы школ. Разумеется, на то, чтобы подстроиться к работе в период изоляции, потребовалось некоторое время.

«К переменам в образовании мы были готовы во многих отношениях. В начале года в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации мы провели обучение педагогов работе с сервисами Google. По сути, это был первый шаг к переходу в онлайн, поэтому серьезных сложностей с организацией у нас не возникло. В течение нескольких дней нам удалось полностью перенести образовательный процесс в дистанционный режим» - поделился с «Газетой.ru» директор школы №1210 Павел Терехов.

«Первую неделю было тяжело, сейчас уже механизм отлажен. Самое главное, все привыкли к такому формату. Мы договорились об определенных правилах: когда работаем с включенным микрофоном, как и в каком виде присылать выполненное задание, в течение какого времени это нужно делать. Очень важно на дистанционном образовании, чтобы ребята правильно планировали свое время, распределяли усилия, ставили себе сроки и их придерживались. Это дисциплинирует», — рассказала руководитель проекта «Медицинский класс» в московской школе №1637, учитель химии Екатерина Виноградская.

По ее словам, задача учеников перед консультацией, во-первых, подготовиться по теории - повторить и/или изучить дома самостоятельно, используя доступные ресурсы в Интернете, во-вторых, проработать задания, которые подготовил педагог, и накопить вопросы по этим заданиям. В таком формате успешность онлайн-встречи с учителем зависит и от того, насколько хорошо школьники самостоятельно работают дома.

«Сейчас акцент не на учителе, а на ребятах. Больше их самостоятельной работы. На онлайн консультации моя задача – расставить акценты, обратить внимание на важные, сложные моменты, структурировать материал, ответить на возникшие вопросы, вместе с ребятами разобрать сложные задания», — подчеркнула Екатерина Виноградская.

Ученик школы №1950 Данила Худов говорит, что процесс подготовки проходит практически также, как до введения самоизоляции. «Учителя присылают задания, разбирают с нами вопросы, мы, как и раньше, решаем задания, учим материалы. Не могу сказать, что нагрузка увеличилась или уменьшилась, но появилось больше времени на самоподготовку», — отмечает он.

С Данилой согласна и ученица 11 медицинского класса школы №1637 Мария Макарова. «Процесс проходит очень насыщенно. Конечно, дома учиться легче. Не надо тратить время на дорогу в школу - просто взял компьютер и учебники и сидишь, решаешь пробники, учишь новый материал», — говорит она.

Педагоги тоже сделали для себя определенные выводы. По словам Екатерины Виноградской, раньше, собирая и проверяя домашнюю работу, она отвечала и комментировала каждому его работу. Это отнимало очень много времени.

«Сейчас ребята присылают, я собираю, смотрю типичные ошибки, ставлю себе в задачу разобрать общие вопросы и ошибки либо на следующей консультации, либо устраиваем самостоятельно небольшую встречу на 10-15 минут. То есть по общим моментам - ответ получают сразу все, а какие-то частности уже решаем в индивидуальном порядке», — делится опытом педагог.

Образовательные онлайн-ресурсы

В условиях дистанционной работы школьникам и учителям рекомендовано использовать материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений и информационном портале ЕГЭ. В дополнение к уже имеющимся материалам до 14 апреля на сайте ФИПИ будут опубликованы методические рекомендации для учеников 9 и 11 классов по организации подготовки к государственной итоговой аттестации по всем сдаваемым в этом году учебным предметам. Также будут размещены открытые варианты заданий ЕГЭ и ОГЭ 2020 года, которые позволят выпускникам потренироваться в выполнении реальных экзаменационных заданий этого года.

Но указанные ресурсы – далеко не единственные инструменты, помогающие ученикам и педагогам выстраивать дистанционный учебный процесс. Ученица школы №1637 Мария Макарова говорит, что источников для занятий достаточно много. «Из ресурсов - книги с вариантами, учебники. Также почти каждый день у нас проходят консультации с учителями, где разбираем, что непонятно или какие-то сложные темы. Нам дают в качестве домашней работы пробники, тесты в формате ЕГЭ», — рассказывает она.

Ученик школы №1950 Данила Худов отметил портал «Яндекс.Репетитор» и книги с типовыми заданиями. Педагог Екатерина Виноградская рассказала о процессе организации занятий более подробно.

«Для изучения теории использую ресурсы «Яндекс.Уроки» и сценарии в МЭШ. Для закрепления - цифровые домашние задания в МЭШ, также использую сервис «Мои достижения» и подборки тестов на «Яндекс.Репетитор». Помимо этого, я перевожу свои подборки (хорошо, что за годы работы материала накопилось достаточно) в онлайн-формат с помощью Google Forms», — говорит она.

Упомянутый Екатериной Виноградской сервис «Мои достижения» был создан для проверки знаний и умений школьников, в том числе старшеклассников, которые готовятся к экзаменам. Для выпускников 9-х и 11-х классов на ресурсе предусмотрена возможность не только выполнить задание в формате ОГЭ или ЕГЭ, которые были разработаны Федеральным институтом педагогических измерений специально для сервиса, но и потренироваться в заполнении бланков, заблаговременно познакомиться с правилами и процедурой проведения ГИА, что дает возможность повысить уровень готовности к экзаменам. На сайте также размещены обучающие ролики по решению заданий ЕГЭ.

«С помощью онлайн-сервиса «Мои достижения» школьники могут подготовиться к экзаменам дистанционно. Сервис доступен на всех устройствах – компьютере, планшете, смартфоне. Нужен только доступ в Интернет. Участники диагностик могут получить объективную оценку знаний и подробный анализ результатов. Их проверка проводится членами предметных комиссий ГИА. Пообщаться с экспертами и получить онлайн-консультацию по ответам на задания государственной итоговой аттестации можно не выходя из дома», - отметил заместитель директора Московского центра качества образования Богдан Легостаев.

И школьникам, и педагогам может также существенно помочь телешкола МосОбрТВ – Московский образовательный телеканал. Ежедневно по будням с 9:00 до 12:20 на канале транслируется семь основных школьных уроков, а также программы по подготовке к итоговой аттестации. С телепрограммой можно ознакомиться на сайте МосОбрТВ.

«Период дистанционного обучения для Московского образовательного не оказался неожиданным. Все технологии канала изначально разрабатывались для интерактивного общения. Ежедневно по будням в рамках проекта #УчимсяВместе идут уроки от лучших учителей города по разным предметам. Все уроки для старшей школы ориентированы на то, чтобы помочь учащимся подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена. Также на телеканале ежедневно выходит специальный проект «Готовимся к ЕГЭ», созданный совместно с сервисом «Мои достижения». Учителя и члены предметных комиссий разбирают задания по различным предметам», - пояснила исполняющий обязанности директора Московского центра технологической модернизации образования Ольга Суханова.

Еще одна образовательная площадка — «Сириус», позиционирующая себя как онлайн-школа развития таланта. Знания, полученные в «Сириусе», можно рассматривать как дополнение к школьной программе: курс состоит из учебных модулей. Обычно модуль посвящен одной теме, а для получения зачета необходимо выполнить 70% упражнений.

Внутри каждого модуля есть несколько коротких видеофрагментов. В них преподаватели рассказывают теорию и разбирают примеры решения задач. Каждый видеофрагмент сопровождается кратким конспектом. Кроме того, в некоторые модули включены лекции для расширения кругозора.

Если же этих ресурсов окажется недостаточно, поможет площадка, где можно найти другие полезные и доступные онлайн-инструменты для учебы.

Школа будущего

Нынешняя ситуация заставила участников учебного процесса активнее использовать множество полезных ресурсов для получения знаний, и, вероятно, они продолжат ими пользоваться и после окончания нерабочих дней. Однако полностью переходить в онлайн пока не готовы ни учителя, ни ученики.

«Каждый раз на онлайн-консультациях мы искренне радуемся и приветствуем друг друга. Все соскучились по живому общению. Не могу себе представить переход полностью на дистанционное обучение. Потому что живое общение, эмоции не через web-камеру необходимы всем. Везде есть свои плюсы и минусы. Самые главные минусы удаленки, на мой взгляд, это отсутствие живого общения и возросшие временные затраты, которые уходят на подготовку к занятиям (нужно подготовить наглядный материал, тезисы занятий, подборки теории и заданий, предусмотреть материал для тех, кто не сможет посмотреть видео-уроки или присутствовать на онлайн консультациях)», — рассказывает Екатерина Виноградская.

Только на переписку с учениками в WhatsApp у педагога уходит в среднем по 2-3 часа в день: школьники присылают свои вопросы, спрашивают, почему в задании не такой ответ, как у них, просят еще каких-нибудь заданий. «Мне важно сохранить в них это стремление к учебе, поэтому стараюсь реагировать очень быстро на их вопросы и запросы», — отмечает Виноградская.

Учащиеся тоже не хотят отказываться от походов в школу. Школьник Данила Худов полагает, что полностью дистанционное обучение возможно, но не прямо сейчас – для некоторых предметов, например, необходима доска, которой нет дома. «Учителя все время находятся с нами на связи, вместе с ними мы стараемся максимально эффективно подготовиться к экзаменам», — говорит он.

Школьница Мария Макарова больше подчеркивает недостаток общения с одноклассниками и педагогами. «Будущее в формате онлайн представить можно, но я думаю, что обычную школу не заменить. Да и сидеть постоянно в гаджетах вредно для здоровья. Лучше прогуляться до школы, пройтись по коридорам, бежать в столовую на большой перемене, чем сидеть весь день дома и смотреть в компьютер», — уверена она.

Учитель химии Екатерина Виноградская полагает, что вынужденная самоизоляция может подтолкнуть школы и к другому важному выводу.

«О трансформации роли учителя говорится давно. Сейчас он является не только источником знаний, он еще и тьютор, наставник, помощник, его задача - сопровождать, направлять, корректировать процесс познания. И вот такая форма работы позволила прочувствовать это в полной мере. Нужно дать ученику самостоятельность, научить планировать, ставить цели и сроки, выполнять самодиагностику и самокоррекцию. Но успешным такой процесс познания будет только в том случае, если ребята будут знать, что всегда рядом есть тот, к кому они могут обратиться с вопросом и за помощью. Поэтому без учителя точно никак, в этом я убеждена. И то количество времени, которое я провожу в общении с моими учениками (по разным вопросам и в разных форматах), - явное тому подтверждение», — резюмирует она.

Новости и материалы
Турецкая авиакомпания Tailwind отменила рейсы Калининград – Анталья
Булыкин рассказал, как улучшить судейство в российском футболе
Российская пенсионерка незаконно оформила кредиты на 1 млрд рублей
Женщина пожаловалась полицейским на своего наркодилера и была задержана
В России начали продавать необычный смартфон со встроенным ИИ
Жена Стаса Михайлова публично обратилась к певцу: «Пусть на все хватает сил»
ВСУ атаковали дроном-камикадзе священников в ДНР
Депутат Соболев призвал не будоражить общество мобилизацией
Минобороны РФ отчиталось о суточных потерях ВСУ на Донецком направлении фронта
Стала известна задача «Динамо» на оставшуюся часть сезона РПЛ
Ученые показали фото весенних «пауков» на поверхности Марса
Экономист оценил прогноз Минэкономразвития по доллару
Разметку для контроля дистанции нанесут на трассе М-4 «Дон»
В РГПУ им. Герцена рассказали, что закрыли свой центр Ивана Ильина
Российские ПВО за неделю сбили украинские МИГ-29 и СУ-25
Строители во время сноса школы нашли 104-летнюю капсулу времени
Экран бюджетного Samsung оказался лучше, чем у iPhone 14 Pro Max
В центре Москвы поймали змею необычного окраса
Все новости