Кого слушает президент

В поисках кораблей-призраков

Родственников пропавших моряков опрашивают сотрудники спецслужб

Герман Петелин 09.02.2016, 22:16
Судно «Вирт» построено в 1984 году в Японии, на заводе Niigata Engineering Co. Ltd. Принадлежит... V.Tonik
Судно «Вирт» построено в 1984 году в Японии, на заводе Niigata Engineering Co. Ltd. Принадлежит южнокорейской компании Gaya Investment SA. Водоизмещение — 468 т. Ходит под флагом Того

Загадочное исчезновение возле Северных Курил двух иностранных рыболовецких судов «Норт» и «Вирт» («Адекс») с россиянами на борту может обернуться коррупционным скандалом, а все утверждения правоохранителей о том, что им неизвестны судовладельцы и состав экипажей, не соответствуют действительности. Как выяснила «Газета.Ru», родственников пропавших моряков уже опрашивают сотрудники ФСБ и полиции, а один из кораблей перед Новым годом фактически был угнан из порта Петропавловска-Камчатского.

О том, что сразу после таинственного исчезновения в Охотском море двух рыболовецких судов «Норт» и «Вирт» («Адекс») с российскими экипажами на борту с родственниками пропавших моряков встречались сотрудники ФСБ и полиции, «Газете.Ru» сообщил источник в правоохранительных органах. По его словам, на руках у правоохранителей есть списки членов экипажей судов и даже информация о предполагаемом судовладельце, однако обнародовать эти сведения силовики не спешат.

«Норт» было построено в 1983 году на судостроительном заводе имени Кирова в Хабаровске. Принадлежит... vesseltracker.com
«Норт» было построено в 1983 году на судостроительном заводе имени Кирова в Хабаровске. Принадлежит южнокорейской компании Omor Trans Logitics SA. Водоизмещение — 495 т. Ходит под флагом Сьерра-Леоне

«На Камчатке и Сахалине все силовики стоят на ушах, потому что если реально оба судна утонули, то может разразиться грандиозный скандал, — рассказывает «Газете.Ru» собеседник. — Ведь тогда получается, что оба корабля:

и «Норт» и «Адекс», который почему-то в центральной прессе называют «Виртом», незаконно работали в российских водах, а пограничники почему-то их упорно не замечали.

При этом «Адекс» в декабре прошлого года погранцы фактически под конвоем привели в порт Петропавловска-Камчатского. Однако тот оттуда потом спокойненько ушел, а портовые власти даже не поднимались на борт судна».

На задержанном корабле отсутствовали промысловая и судовая документация, технические средства контроля, разрешение на осуществление промысловой деятельности в исключительной экономзоне России. Морские контрольные пункты судно, как выяснилось, не проходило, а также не направляло информацию о пересечении границы в пограничные органы.

В Морском спасательном координационном центре «Газете.Ru» подтвердили, что перед Новым годом «Адекс» фактически был угнан из Петропавловска-Камчатского. «Судно «Адекс» было задержано пограничниками и приведено в порт Петропавловска 8 декабря 2015 года, — сообщил собеседник «Газете.Ru». — Однако потом оно без разрешения самовольно покинуло порт. На момент прихода судна в порт на борту находилось 16 членов экипажа. Все граждане Российской Федерации. Приход судна в инспекции портового контроля не оформлялся, поэтому сведений о судовладельце нет».

По словам спасателя, исчезновение обоих судов покрыто тайной.

«Это какая-то темная и загадочная история, а пропавшие суда — самые настоящие корабли-призраки,

— говорит он. — Мы направили запросы в Южную Корею, Японию и Китай — во все порты, куда могли заходить эти суда. Но, как выяснилось, никакой информации о них в этих странах нет. Например, «Норт» в последний раз был замечен в корейском порту Пусан и после этого нигде не мелькал. Точно так же они не отмечались и в российских портах».

Более того, по словам сотрудников МЧС, к ним не обращались даже родственники моряков. Хотя информация о пропаже судна прошла по всем СМИ и центральным телеканалам. «Обычно на нас обрушивается шквал звонков, здесь — тишина, — делится своими впечатлениями с «Газетой.Ru» один из сотрудников Дальневосточного регионального центра МЧС России. — Может, они действительно бежали от пограничников и скинули аварийные буи».

По данным спасателей, «Норт» ходил под флагом Сьерра-Леоне, а «Вирт» («Адекс») — под флагом Того. При этом, по информации с портала регистрации судов, «Виртом» судно называлось до 2013 года, после чего было переименовано в «Адекс».

В Дальневосточном следственном управлении на транспорте СК РФ, которое начало проверку по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение требований в области транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека), подтвердили, что следствие рассматривает возможность того, что траулер и шхуна целы.

«Аварийные буи могли быть смыты во время шторма, а могли быть и умышленно сброшены в воду.

А если суда реально браконьерили, то с отключенными системами спутникового позиционирования найти их в открытом море очень сложно», — рассказал собеседник.

По словам источника «Газеты.Ru» в правоохранительных органах, если эта версия подтвердится, то все вздохнут с облегчением. «Поговорили и забыли, а если трупы — скандал. Именно поэтому сразу после происшествия полицейские и сотрудники погранслужбы ФСБ и прошлись по родственникам членов экипажей. Однако никто из пропавших пока на связь не выходил. Все родственники в панике и надеются на лучшее», — рассказывает собеседник.

По его словам, сообщения о том, что судовладелец неизвестен, не совсем корректны.

В том же 2015 году судно «Адекс» было по решению суда передано в Росимущество. После чего его продали новому владельцу.

«Не может быть такого, чтобы покупатель не оставил своих данных», — добавляет собеседник «Газеты.Ru».

Родственники пропавших моряков на условиях анонимности сообщили, что, по их информации, судно якобы принадлежит авторитетному бизнесмену из Южно-Сахалинска, который уже давно живет в Южной Корее (имя и фамилия бизнесмена имеются в распоряжении «Газеты.Ru»). Согласно открытой информации, он владеет несколькими строительными и промысловыми фирмами, зарегистрированными в Южно-Сахалинске. Однако официальных подтверждений того, что хозяином судна является именно этот человек, найти пока не удалось.

Руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев не исключает, что оба судна могли заниматься браконьерством. «Скорее всего, пропавшие суда промышляли браконьерством, — рассказывает эксперт. — А

браконьерские шхуны, как правило, это ржавые доходяги, которые не выдерживают шторма, а при обледенении переворачиваются.

И как это ни горько осознавать, шансов выжить у рыбаков, работающих на этих судах, очень мало».

Сейчас же, по мнению Савельева, историю с исчезнувшими судами всеми силами стараются замять. «Она просто невыгодна тем чиновникам и силовикам, которые крышуют браконьеров», — говорит он.

Надо отметить, что капитаны обоих пропавших судов ранее привлекались к ответственности. Так, в 2014 году командир судна «Вирт» («Адекс») был оштрафован почти на 11 млн руб. за браконьерство, после того как на борту шхуны было обнаружено 38 тонн краба. Капитан «Норта» тоже привлекался к административной ответственности в 2013 году за нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы (ст. 18.1 КоАП России).

Между тем спасатели надеются, что ситуация разрешится с приходом в район поисков спасательного судна «Сибирский», так как два дня облета предполагаемого района крушения не дали никаких результатов. «За два дня с воздуха было обследовано 10 тыс. кв. км. Сейчас к месту проведения поисковых работ уже подходит спасательное судно «Сибирский». 10 февраля оно приступит к обследованию района, в котором шхуны выбросили аварийные буи», — сообщили «Газете.Ru» в ДВРЦ МЧС России.

Ранее в районе, где были сброшены аварийные буи, спасатели обнаружили несколько гидрокостюмов с маркировкой «Адекс», а также обломки палубы. Всего к поисково-спасательным работам, по данным спасателей, привлечено около 100 человек, в том числе 11 сотрудников МЧС России, и шесть единиц техники. Их действия координирует Морской спасательный координационный подцентр города Петропавловск-Камчатский.