Золотые времена для коллекторов

C увеличением числа просроченных кредитов банки все чаще используют коллекторов

Амалия Затари 19.03.2015, 14:28
credits.ru

В начале 2015 года выросло количество просроченных кредитов и обозначился значительный рост спроса на услуги коллекторских агентств. Согласно данным ЦБ, объем просроченных кредитов сейчас находится на максимальном уровне с конца 2010 года. Аналитики связывают резкое падение платежеспособности россиян с нестабильной ситуацией в экономике страны, ростом безработицы и уменьшением доходов населения.

За январь и февраль банкам было передано в работу коллекторам в целом на 25–30% больше кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На рынке продажи долгов объем выставленной на продажу просроченной задолженности за последние два месяца вырос практически в 5 раз. Об этом «Газете.Ru» рассказал генеральный директор Первого коллекторского бюро (ПКБ) Павел Михмель.

По данным Центробанка, общая сумма платежей по кредитам, просроченным более чем на 90 дней, в январе этого года достигла 910 734 млн руб., что составляет 8,4% от общего объема выданных физическим лицам ссуд.

Таким образом, объем просроченных россиянами кредитов достиг максимального уровня с конца 2010 года.

Тогда объем просроченных более чем на три месяца ссуд был втрое меньше нынешнего — всего 299 459 млн руб.

«Объем розничной банковской просрочки в 2014 году вырос на 51,6% по сравнению с 2013 годом, где он составлял 40,7%, а в 2012 году и того меньше — 7,5%. На фоне замедления рынка кредитования, ужесточения требований к заемщикам, повышения кредитных ставок этот показатель только продолжит расти. Поэтому перед банками встает вопрос, как работать с таким растущим объемом просроченной задолженностью в нынешних условиях. И мы уже сегодня фиксируем значительный рост интереса к услугам коллекторских агентств», — рассказывает Михмель.

Например, в начале 2013 года на сайте HeadHunter было 53 вакансии специалиста по взысканию задолженности, в начале 2014 года — 87 вакансий, а в начале 2015 года их число достигло 105.

При этом в целом на рынке труда в начале этого года вакансий было на 7% меньше, чем в начале прошлого.

Кроме того, в связи с низким доходом населения и начавшей свой рост безработицей увеличился объем просроченной задолженности за коммунальные услуги. По аналитическим данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», на 1 марта этого года задолженность за услуги ЖКХ в Центральном федеральном округе (ЦФО) достигла показателя в 49,5 млрд руб., а за год она выросла примерно на 30%. При этом 8–10% россиян относятся к категории хронических неплательщиков за коммунальные услуги.

«Резкий рост цен на товары первой необходимости (около 20%) и высокая закредитованность заставили граждан увеличить долю расходов на текущие покупки и обслуживание кредитов, сократив средства, которые планировалось направить на оплату услуг ЖКХ», — объясняют рост объема просроченных долгов аналитики агентства.

Они также отмечают, что ситуацию усугубляют высокая безработица и низкая доходность населения.

Так, реально располагаемые расходы населения в ЦФО по итогам 2014 года уменьшились на 0,5% при инфляции в 11,4% (в 2013 году доходы населения выросли на 3%).

Аналитики агентства прогнозируют увеличение коммунальной задолженности населения в ближайшее время. «Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране (безработица, рост задолженности по заработной плате, снижение заработной платы, инфляция и т.д.), уровень задолженности по итогам года может продемонстрировать рост в 25–30%», — полагают они.

В свою очередь, ресурсоснабжающие организации также начали активно сотрудничать с коллекторскими агентствами.

Долю проблемной задолженности в ЦФО, поступившей в работу коллекторам, аналитики оценивают в 8–10%. Средний долг за услуги ЖКХ на одно домохозяйство в ЦФО составляет около 3751 руб.

24-летний житель Жигулевска Павел Тайкеров лишился возможности выплачивать банку долг в связи с тем, что в декабре его сократили на работе в интернет-магазине OZON. Сейчас его долг перед банком составляет 120 тыс. руб., при том что изначально он брал в долг 60 тыс. под проценты. В связи с потерей работы Тайкеров не мог оплачивать долг, в результате чего его долгом занялось коллекторское агентство.

«Коллекторы работают по некоторым схемам. Сначала звонит девушка, затем парень, затем очень серьезный такой мужчина в возрасте.

Общение с коллекторами неприятно, они не дают никаких данных о своей фирме, очень давят психологически, порой очень грубо начинают пугать физическими расправами и так далее», — рассказывает Тайкеров о работе коллекторов, с которыми он столкнулся.

Однако случаи действительно грубого нарушения методов работы коллекторов очень редки (гораздо меньше 1%), и все они допускаются непрофессиональными и, как правило, мелким компаниям, утверждает PR-директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Любовь Саратова.

«Основной поток жалоб, более 70%, идет на то, что коллекторы беспокоят непричастных к долгу людей. Еще большой поток идет в связи с несогласием с объемом долга и пеней, выяснением прав коллекторов на обработку персональных данных и просьбами помочь с реструктуризацией», — пояснила Саратова.

В начале марта Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям утвердил профстандарт «специалиста по коллекторской деятельности». Инициатива по включению коллекторской деятельности в список разрабатываемых стандартов финансового рынка принадлежит НАПКА. Принятый профстандарт должен послужить основой для саморегулирования рынка и будет способствовать защите прав потребителей финансовых услуг, рассказал «Газете.Ru» первый вице-президент НАПКА Александр Морозов.

«Профстандарт – это, по сути, стандарт качества подготовки кадров для коллекторского рынка, что-то вроде ГОСТа. Он содержит подробное описание около десяти ключевых трудовых функций профессионального взыскателя, а также требования к его образованию и подготовке», – пояснил Морозов.

Например, если речь идет о функции проведения телефонных разговоров с заемщиками, в стандарте расписаны трудовые действия, которые совершает коллектор: идентифицирует заемщика, выявляет причины неисполнения условий договора, проводит консультации по способам оплаты, доводит информацию о последствиях ненадлежащего исполнения договора.

«К сожалению, сейчас из коллекторов часто делают образ врага, и все чаще слышатся призывы запретить коллекторам все подряд. Эта тема вызывает отклик у россиян, испытывающих из-за кризиса тревогу за свое финансовое положение, поэтому желающих спекулировать на ней много. Результатом может стать нестабильность банковской системы и еще больший рост ставок по кредитам – банки будут закладывать в них максимальные риски невозврата», – добавил Морозов.