Возвращение «Шведского комсомольца»

Подлодку под Стокгольмом увязали с утверждением военного бюджета Швеции

Иван Комаров 20.10.2014, 16:21
Шведское судно патрулирует воды Стокгольмского архипелага Reuters
Шведское судно патрулирует воды Стокгольмского архипелага

Информация о возможном появлении российской подлодки в территориальных водах Швеции вызвала огромный резонанс. Минобороны РФ уверяет, что никаких аварийных ситуаций с субмаринами не было, а МИД Швеции признал, что у него нет «ни комментариев, ни подтверждения» присутствия лодки в Балтийском море. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты полагают, что заявления представителей вооруженных сил Королевства связаны с вопросами финансирования армии.

Министерство обороны РФ продолжает отрицать возникновение каких-либо внештатных или аварийных ситуаций на подводных лодках, которые выполняют задачи в акваториях Мирового океана. По мнению представителя военного ведомства, субмарина, принятая шведскими военными за российскую, может принадлежать Голландии.

«Еще в воскресенье, 19 октября, Минобороны России оказало посильную помощь шведам в их безуспешных поисках, заявив, что каких-либо аварийных ситуаций с российскими военными кораблями, включая подводные лодки, не было и нет. В принципе уже сам факт такого официального заявления должен был натолкнуть командование шведских ВМС на мысль, что, возможно, они ищут что-то не то, — рассказал «Газета.Ru» источник в российских вооруженных силах. — В целях снятия напряженности в акватории Балтийского моря и экономии средств шведских налогоплательщиков рекомендовали бы обратиться за разъяснениями к командованию ВМС Нидерландов».

По словам информированного собеседника,

в течение прошлой недели голландская дизель-электрическая субмарина «Брэйнвис» отрабатывала практические задачи в непосредственной близости от Стокгольма, в том числе и элементы аварийного всплытия, фотоснимки которого и попали в шведскую прессу.

Власти Швеции в понедельник также затруднялись прокомментировать заявления своих военных. Министр иностранных дел Швеции Марго Вальстрем в понедельник заявила, что у МИДа «нет комментариев по этому поводу и нет никаких подтверждений этого (инцидента. — «Газета.Ru»)». Она также указала, что ситуацией целиком занимаются военные.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты предположили, что сообщения о появлении российской подводной лодки в территориальных водах Швеции могут быть попыткой увеличить бюджет вооруженных сил Королевства.

«Подобные «штуки» происходят с 1981 года. Тогда действительно советская подводная лодка С-363 из-за грубейшей навигационной ошибки села на мель в шведских территориальных водах. Причем в районе их главной военно-морской базы. После этого лодка получила прозвище «Шведский комсомолец» (тогда субмарины назывались «Новосибирский комсомолец», «Ярославский комсомолец»), — рассказал председатель петербургского Клуба моряков-подводников Игорь Курдин. —

С тех пор регулярно, в одно и то же время, ближе к осени, когда рассматривается проект военного бюджета Швеции, — вдруг обнаруживались советские, а теперь российские подводные лодки. Потом они оказывались косяком рыбы, небольшой стаей нерпы, затопленными старыми рыболовными сетями».

По его словам, после инцидента Министерство обороны СССР издало приказ, согласно которому корабли советского ВМФ не могли приближаться к территориальным водам Швеции ближе чем на 30 миль. Курдин отметил, что на вооружении Балтийского флота (БФ) в настоящее время находятся две субмарины – «Выборг» и «Дмитров». «Подлодка «Дмитров» 100 процентов стоит в доке, позавчера я ее видел собственными глазами», — отметил капитан 1-го ранга.

Кроме того, по информации Курдина, в случае возникновения на субмарине аварийной ситуации скрыть это было бы как минимум очень непросто.

«В случае аварии мне, как командиру, наплевать, у каких берегов я нахожусь. Моя задача: грамотно провести борьбу за живучесть и спасти корабль и экипаж.

Поэтому первое, что делает командир даже в случае подозрения на возможность аварии, проводится маневр аварийного всплытия. Так больше шансов спасти людей и корабль. Второе: тут же передается зашифрованный сигнал об аварии, это очень короткий сигнал, запеленговать который невозможно. Тем более бред, когда говорят, что приемник сигнала находился в Калининграде. Пусть шведы почитают учебник физики за шестой класс, как распространяются радиоволны. Третье: тут же за борт выбрасывается специальный буй. Он размером со старый огнетушитель, привязывается веревочкой, и он автоматически начинает передавать сигнал бедствия с передачей координат. Если же всплыть не удалось — выстреливается аварийный буй, который также начинает передавать сигнал об аварии с координатами», — заявил председатель клуба моряков-подводников.

Участник легендарного похода атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» на Северный полюс Александр Полторак заявил, что теоретически такая ситуация могла возникнуть. Однако моряку-подводнику непонятна цель нахождения российских кораблей у шведских берегов.

«В мое время советские лодки ходили к берегам Америки, и американцы пытались нас ловить, мы старались уходить от преследования, иногда им это удавалось и мы несли потери. Только какой смысл сейчас наши лодки «гонять» к берегам Швеции?!

Я искренне этого не понимаю. Посылать субмарины в эту балтийскую лужу, где очень небольшие глубины, — удивляется Полторак. — Что касается предположения о том, что шведы затеяли все это ради увеличения военного бюджета, я считаю, что, скорее всего, это так».

Русская редакция Radio Sweden, ссылаясь на заявления контр-адмирала Андерса Гренстада, сообщает, что, вероятнее всего, поисковая операция будет продлена еще на несколько дней. Гренстад отметил, что в стокгольмском архипелаге «вероятно, ведется иностранная подводная деятельность», однако подтверждать сведения, что это именно российская субмарина, не стал. По его словам, военные не называли Россию, а лишь говорили о «чужеземной» или «иностранной» подводной деятельности.

По иронии судьбы, одна из субмарин Балтийского флота — «Дмитров» — в 2004 году участвовала в торжествах в Стокгольме, посвященных 100-летию подводных сил Швеции. Согласно легенде, подводная лодка терпела бедствие на глубине 53 метров.