«Чем-то мне это напомнило столицу Бразилии»

Кабмин обсудил проблемы развития новых территорий Москвы

Ирина Резник 20.08.2014, 20:21
ИТАР-ТАСС

Спустя два года с момента присоединения к Москве новых территорий столичные власти оценили их потенциал и возможности для дальнейшего развития города: «Земельных ресурсов для региональных нужд на территории Новой Москвы практически нет». Чтобы «вся эта стройка» не остановилась через два года, Сергей Собянин просит федеральный центр помочь деньгами, землей и влиянием на естественные монополии.

В Москве презентовали первый построенный на новых территориях столицы бизнес-кластер. Сооруженный чешскими инвесторами офисный парк Comsity расположился на 45 га в районе Киевского шоссе, сразу за МКАД и в 350 метрах от первой же из строящихся в Новой Москве станций метро «Румянцево». Как обещают, эта станция будет введена в строй до конца 2014 года. А пока участники мероприятия прибывали на доступном каждому виде транспорте.

Прилетевший на вертолете премьер-министр Дмитрий Медведев поделился своими впечатлениями с высоты птичьего полета.

«Я подлетал на вертолете, посмотрел, как это выглядит, — рассказал он в ходе прошедшего после презентации совещания по развитию новых территорий Москвы. — Чем-то мне это, откровенно говоря, напомнило столицу Бразилии — Бразилиа. И мне кажется, что это, в общем, достаточно такой верный пример, потому что в определенной ситуации они приняли решение передвинуть целый ряд столичных функций, естественно, часть людей перевести, и у нас такая же задача стоит». По словам Медведева, два года – это не срок для таких мегапроектов, как Новая Москва, но уже сегодня «понятно, как эта территория будет жить».

Разговор о том, как будет жить Новая Москва, начался еще до совещания — около городского стенда «Основные подходы к развитию новых территорий Москвы». Столичный градоначальник назвал новые территории основным драйвером развития Москвы и напомнил о выбранных потенциальных точках роста — среди таковых административно-деловой центр в Коммунарке, технопарки «Румянцево» и «Мосрентген», инновационные и научные центры Троицк и Сколково, аэрокластер Внуково и другие.

По словам мэра, сформирован транспортный каркас Новой Москвы, включающий три линии метрополитена (общая протяженность 16 км, 17 станций), железнодорожное сообщение по Киевскому и Курскому направлениям, а также сеть автодорог.

Строительство нового участка Сокольнической линии от станции метро «Юго-Западная» до «Саларьево» планируется завершить в следующем году. Срок ввода в эксплуатацию нового участка Калининско-Солнцевской линии от «Раменок» до «Рассказовки» — 2017 год. Перспективная линия метро в район Коммунарки (от ул. Новаторов до Столбово) пока ждет своего инвестора. Реконструируются основные магистральные трассы. И в целом к 2018 году планируется построить и реконструировать 13 автодорог общей протяженностью 134,8 км. Кроме того, сформирован перечень из 89 перспективных зон для создания парков и рекреационных территорий.

Собянин привел прогнозируемые социально-экономические показатели новых территорий. Так, в 2015–2016 годах планируется построить 7 млн кв. м недвижимости (из них 3,8 млн — жилье) и создать 80 тыс. рабочих мест. А к 2035 году 100 млн кв. м застройки позволят создать здесь 1 млн рабочих мест и довести население территории до 1,5 млн человек.

Медведеву цифра в 1,5 млн жителей показалась заниженной – это всего десятая часть нынешней Москвы.

«По строительству жилья мы исходим из реальной ситуации, — возразил Собянин. – Надо разрешать транспортную ситуацию, вопросы инфраструктуры, без которой застройка ничего хорошего не дает».

Больную тему продолжили на самом совещании, когда Медведев попросил Собянина сосредоточиться на проблемах, «которые нам необходимо совместно решать».

По словам столичного градоначальника, несмотря на огромную площадь, земельных ресурсов для региональных нужд на территории Новой Москвы практически нет.

«Мы работаем, конечно, с инвесторами путем изъятия земель под транспортные коммуникации, под транспортные узлы, договариваемся с ними и так далее и тому подобное, но это, конечно, не самый лучший вариант решения вопроса, — отметил Собянин. — Мы активно работаем с Александром Арнольдовичем (генеральный директор фонда РЖС Александр Браверман. — прим. ред), с РЖС, по переводу земель в жилищное строительство, в промышленное развитие.

Помимо этого обратились в правительство РФ о передаче ряда сельскохозяйственных ФГУПов, которые находятся в ведении Российской академии наук, и просим этот вопрос рассмотреть и его решить».

По словам Собянина, никакими академическими исследованиями на этих полях сейчас академия наук не занимается. А большая часть ФГУПов и вовсе переведена в коммерческое использование и сегодня активно застраивается жильем. «Поэтому просим оставшиеся ФГУПы отдать городу, для того чтобы мы хотя бы проконтролировали ситуацию, что с ними происходит. Мы не собираемся их застраивать одномоментно, но это земли будущего развития», — резюмировал мэр.

Кроме земли Москва просит у федерального центра помощи на развитие существующих линий железной дороги. В первую очередь нуждается в реконструкции киевское направление железной дороги до Внуково. «По тем планам, которые существуют в Министерстве транспорта, объем перевозок во Внуково должен увеличиться почти вдвое. Сегодня все транспортные возможности доставки пассажиров туда и обратно исчерпаны», — заявил мэр.

Не мешало бы федералам использовать и свое влияние на естественные монополии. «Мы и с «Газпромом», и «Россетями» активно работаем, до конца года мы официально утвердим территориальные схемы инженерной инфраструктуры, электросетей, газоснабжения, водоснабжения и так далее, — пояснил свою позицию мэр.

И мы просим, чтобы и «Газпром», и «Россети» в свои инвестиционные планы включили развитие этих направлений, иначе мы через год, через два года просто остановим всю эту стройку и развитие территории»».

Другие пожелания мэрии касались скорейшего создания образовательного кластера в административно-деловом центре «Коммунарка». А также ускоренного принятия федерального закона о медицинском кластере, который позволит привлекать зарубежные инвестиции в создание медицинских центров по западным технологиям, с соответствующими западными лицензиями. Это нужно для того, чтобы создать здесь «прообраз медицинского «Сколково». «Это вызывает громадный интерес у всех инвесторов, которые работают в области медицины. Они просто ждут, как из печи пирога, этого закона», — рассказал Собянин.

Реакция членов кабмина на прозвучавшие предложения пока неизвестна: дальнейшее обсуждение проходило в закрытом для прессы режиме. Комментировать это обсуждение ни сам премьер, ни кто-либо из участников совещания после его окончания не стал.